Фольклорные богатства Киевской Руси открылись Пушкину во время посещения им Киева. Это был период ссылки поэта на юг Российской империи. Пушкин заинтересовался легендой о киевском князе Олеге, посетил его могилу на горе Щекавица. Странная, загадочная смерть князя вдохновила поэта на создание баллады, которая была закончена 1 июня 1822. И назвал Пушкин это произведение - "Песнь о вещем Олеге".

Песнь о вещем Олеге иллюстрация
Песнь о вещем Олеге
С самого начала произведения поэт настраивает читателя на то, что в судьбе Олега присутствует мистика. Недаром он называет его вещим, следовательно, не только мудрым, но и наделенным сокровенными знаниями, способным предвидеть будущее, мудрым и проницательным.

Почему баллада называется "Песнь ..."? Поэт намеренно употребляет это устаревшее древнеславянское слово, чтобы создать атмосферу древности. Действия произведения происходят в дохристианской Руси, на берегах Днепра. Тема песни - рассказ о встрече Олега с волшебником, предсказания волшебника и последствия этого предсказания. Идея произведения является мысль о странности человеческого бытия, неотвратимость того, что присуждает человеку судьба. Пушкин утверждает, что человек бессилен перед судьбой, смерть может прийти оттуда, откуда ее совсем не ждешь.

По жанру произведение - баллада, хотя имеет черты былины. В основе произведения лежат реальные исторические события - поход князя Олега на хазар, его победа над Византией.

Композиция произведения "Песнь о вещем Олеге" содержит все элементы:
  • экспозиция: (Олег едет по полю)
  • завязка: (встреча с волхвом)
  • развитие действия: (князь, увидев кости лошади, жалеет, что послушал волшебника)
  • кульминация: (из черепа выползает змея и жалит Олега)
  • развязка: (смерть князя)
  • эпилог: (воины вспоминают славное прошлое, жизнь продолжается).
Поражает богатство средств художественной выразительности, использованных в произведении это:
  • эпитеты: вещий Олег, старый волшебник, предательский вал, грозная броня, товарищ верный и тому подобное;
  • сравнения: "кудри белые, как утренний снег", "гадюка ... черным кольцом обвилась";
  • метафоры: "щит Царьграда украшает ворот", "и волны, и землю покорил", "лоб прорезала мысль", "отдых нашел он себе", "кости лежат";
  • повторы: союз "и" в начале строк;
  • риторические вопросы, восклицания, обращения: "скажи, любимцу вечных богов, скоро я землю брошу?", "с тобой, мой друг, мой верный слуга", "или кость страшная мне бренна?";
  • синекдоха: "княжеская рука ... ласкает", "в стремя ... не ступит нога", "пенятся вина";
  • инверсия: необычный порядок расположения слов характерен почти для каждой строфы.
Действие баллады напряженное, динамическое, этому способствует лаконичный рассказ "Песни ...". Важное место в повествовании занимает диалог. Подытоживая, можно уверенно утверждать, что произведение имеет высокую идейно-художественную ценность.