Иоганн Вольфганг Гете биография, личная жизнь, творческий путь

Иоганн Вольфганг Гете
1749–1832
Есть произведения, без которых невозможно представить жизнь общества. Они определяют прогресс человечества, что проявляется, прежде всего, в его духовном развитии. К таким выдающимся явлениям культуры относятся "Одиссея" и Илиада Гомера "Божественная комедия" Данте Алигьери и, конечно "Фауст", которое создал выдающийся деятель немецкого просвещения И. В. Гете.

Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 г. в г. Франкфурте-на-Майне (Германия) в богатой семье. Отец уделял большое внимание воспитанию детей. Под руководством домашних учителей будущий поэт овладел греческим, французским, английским, итальянским и латыни. В 16 лет поступил Лейпцигского университета, затем учился в Страсбургском университете, получил юридическое образование. Во время учебы познакомился с другим представителем немецкого Просвещения — Й. Г. Гердером, который повлиял на формирование идей народности в искусстве. Вокруг И. В. Гете и Й. Г. Гердера в Страсбурге формируется кружок "штюрмеров".

Главным призванием И. В. Гете была литература. С юности интересовался фольк - лором и естественными науками. Он считал, что искусство должно приблизиться к природе, а человек должен учиться у природы мудрости и гармонии. Под влиянием философии Б. Спинозы в И. В. Гете сформировалось представление о природе как всемирном единстве, которое вечно движется и содержит таинственную силу, которую человечество должно познавать в неутомимых поисках. В зрелый период творчества художник испытал влияние философских концепций И. Канта, Ф. Шеллинга и других мыслителей.

И. В. Гете был осведомлен во многих областях — философии, астрономии, математике и тому подобное. Он выполнял различные общественные поручения, но больше всего прославился как писатель. Один из значительных произведений Й. В. Гете раннего периода — драма «Гец фон Берлихинген» (1773). Автор стремился создать историческое произведение в духе хроник В. Шекспира. В образе главного героя воплощен идеал "штюрмеров" - сильная, независимая личность, стремящаяся разрушить мир зла и насилия. Появление этого произведения стало выдающимся событием в немецкой культуре XVIII в. Драма вывела на новые горизонты национальную литературу, а «Буря и натиск» стал ведущим литературным движением.

Вершиной «штюрмерського» периода творчества И. В. Гете стал роман «Страдания юного Вертера» (1774, 1787), в котором преобладает поэтика сентиментализма. В произведении говорится о молодом мужчине, наделенном сильными чувствами. Он проникается размышлениями, отличается среди своего окружения искренностью.

Любовь к Лотте — воплощение природы, женственности и материнства стало для него не только большим счастьем, но и трагедией. В образе Лотты И. В. Гете воссоздал свое восхищение Шарлоттой фон Буфф. Трагедия Вертера — это трагедия человека, который задыхается в аморальном мире и не может найти места в нем. Впечатления от путешествия по Италии, колыбели Возрождения, отраженные в трагедии «Ифигения в Тавриде» (1786), сборнике «Римские элегии» (1788), трагедии «Торквато Тассо» (1789) и др.

В веймарский период И. В. Гете написал много баллад, будто соревнуясь со своим другом Ф. Шиллером, который тоже разрабатывал этот жанр. Баллады Й. В. Гете «Рыбак», «Лесной царь», «Певец», «Крысолов из Гамельна» и др. показали большое мастерство автора.

В 1796 г. И. В. Гете написал роман "годы учебы Вильгельма Мейстера", где показана попытка человека вырваться из своей среды. Это роман об искусстве и художнике. В нем воплощен идеал гармоничного человека и одновременно критику общества. Увлечение творчеством выдающегося персидского поэта XIV века. Хафиза побудило писателя к созданию сборника «Западно-восточный диван». Поэзии этого сборника проникнуты чувством поэта к Марианне фон Виллемер, однако стихи выходят за пределы любовной тематики. В «Западно-восточном диване» создается грандиозная картина мира и человеческой души. Любовь Хатема и Зулейки воплощает все вечное, естественное и прекрасное в жизни.

С 1809 г. и до конца своих дней писатель работал над автобиографией «Поэзия и правда», где воспроизведен процесс формирования гения, его размышления о природе, искусство и мир. Одним из шедевров лирики позднего Й. В. Гете стала «Трилогия страсти» (1823), центральный стих которой — «Мариенбадская элегия» — посвящена последней любви поэта, девятнадцатилетней Ульрике фон Леветцовой.

Однако главным произведением всей жизни И. В. Гете стала трагедия «Фауст», к которой он возвращался в разные периоды творчества. В ней отражены эстетику «штюрмерства», признаки «веймарского классицизма», сентиментализма, просветительского реализма и даже преромантизма. Произведение характеризуется универсализмом художественного мышления, оно стало своеобразным итогом просвещения и одновременно открыло новые тенденции в литературе Германии и Европы.

Й. В. Гете умер 22 марта 1832 г. и похоронен в г. Веймаре (Германия) рядом со своим другом Ф. Шиллером.