Просвещение в Европе, просветительские идеалы, «Буря и натиск»

Лессинг
Г. Э. Лессинг. 1768 г.
Исторические условия. В Германии в XVIII в., так же как и в других европейских странах, развернулось широкое просветительское движение, но он проходил в чрезвычайно сложных социально-политических условиях. Развитие буржуазных отношений задерживалось из-за экономической отсталости и феодальной раздробленности государства. Формально Германия входила в состав Священной Римской империи, государственные институты которой давно уже потеряли свою жизнеспособность. 300 княжеств и 50 имперских городов Германии были маленькими «монархиями», живших по собственным законам. Не случайно Г. Э. Лессинг называл свою родину «одеялом из лоскутов». В каждом из княжеств царила патриархальная форма абсолютизма, что лишало третье состояние (бюргеров и крестьян) каких-либо прав. К тому же Германия была удалена от центров мировой торговли, что в значительной степени обусловило обнищание страны. Все это определило специфику немецкого просвещения, которое характеризовалось большей теоретичностью, чем в Англии или Франции. Немецкие просветители изучали исторические, философские, религиозные и культурные вопросы, выдвигали требования по объединению страны, ликвидации феодальной раздробленности, социального неравенства и крепостничества, беспокоились о человечестве. Трагизм деятелей немецкого Просвещения обусловлен тем, что они жили в бездуховном, антигуманному среде, против которого боролись. Впрочем, просветители смогли выдвинуть идеи, которые впоследствии охватили весь мир.

Подъем философской мысли в Германии эпохи Просвещения удостоверяющих труда Г. В. Лейбница, Х. Томазиуса, Х. Вольфа, И. И. Винкельмана, А. Баумгартена, Г. Э. Лессинга, И. В. Гете, Ф. Шиллера и др.

Винкельман
И. И. Винкельман. 1755 г.

Этапы немецкого Просвещения.

Немецкое Просвещение прошло несколько этапов. На первом этапе (1720-1740-е годы) господствовали рационалистическая философия и вера в возможность разумного переустройства общества. В настоящее время в литературе развивались просветительский классицизм (Й. Х. Готшед), просветительская сатира (Х. Л. Лесков), поэзия барокко (И. Х. Гюнтер), стиль рококо (Ф. фон Хагедорн).

На втором этапе (1750-1760-е годы) не только активизировалась литературная и философская деятельность художников немецкого Просвещения, но и появились критические работы и манифесты, в которых они обосновывали принципы новой эстетики. В это время заложили основы реалистического отражения действительности, формировалась национальная литература, в которой было воспроизведено насущные проблемы страны и особенности национального характера. Труды Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана оказали значительное влияние на развитие литературы и культуры того времени. Видными деятелями этого периода стали Ф. Г. Клопшток и Х. М. Виланд.

Третий этап просветительского движения в Германии (1770-е годы) характеризовался бунтарскими мотивами, пафосом борьбы и преобразования действительности. На этом этапе развернулась деятельность «штюрмеров» — представителей группы «Буря и натиск», которые утверждали равенство всех людей, их право на свободу и счастье, приоритет чувств над разумом. Творчество деятелей «Бури и натиска» стала протестом против деспотизма, классовых предрассудков, морального унижения людей. "Штюрмеры" ставили целью создать немецкую национальную литературу, проявляя усиленное внимание к фольклору и национальной истории. Й. Г. Гердер сформулировал принципы народности и национальных основ литературы, приближение ее к жизни. Его идеи активно пропагандировали "штюрмеры". Представители группы провозгласили свободу творчества, отрицали любые догмы в искусстве. Их поэтическая речь характеризовалась эмоциональностью, страстностью, выразительностью и одновременно демократизмом. «Штюрмери» раскрывали богатство внутреннего мира людей третьего сословия, утверждали ценность личности независимо от ее социального происхождения.
Гете и Шиллер
И. В. Гете и Ф. Шиллер

В начале 1770-х годов сформировалось несколько центров «бурных гениев»: Франкфурт, Страсбург, Геттинген. Раннее творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера, а также деятельность И. В. Гердера, Г. А. Бюргера и многих других выдающихся художников связаны с движением «Буря и натиск».

Четвертый этап немецкого Просвещения (1790-е годы) называют «веймарским классицизмом», потому что в г. Веймаре жили тогда. В. Гете и Ф. Шиллер. В этот период художники выдвинули программу эстетического воспитания личности и общества, создание действительности с помощью средств искусства. «Веймарский классицизм» основывался на идеалах античной красоты и провозглашении ценности человека, его свободного духа и чувств. Используя концепцию античности И. И. Винкельмана, И. В. Гете и Ф. Шиллер разработали собственные основы гармонизации действительности и человека. «Веймарский классицизм» характеризуется философской универсальностью, стремлением осмыслить во всемирном масштабе проблемы личности, культуры, истории и найти пути преодоления дисгармонии мира благодаря внутренним возможностям человека. В конце XVIII в. В Германии формируется романтизм, что станет впоследствии ведущим направлением в Европе XIX в.

Теги: немецкое просвещение; гдз по немецкому просвещение; просвещение немецкий язык.