Умение раскрыть художественный образ — условие искусного изображения художественной действительности. Система образов в художественном произведении характеризуется достаточно разветвлено, ведь с точки зрения на роль персонажа, его характер, за отношением автора к герою художественную личность можно обрисовать по-разному. Однако обычно довольно сложно определить, каким же является образ — негативным или позитивным. Видимо, так происходит, потому что в образе самого героя борются две силы — добра и зла.

Неоднозначным для характеристики оказался образ Мефистофеля в философской драме Иоганна Гете "Фауст". Сам автор позиционировал его как неоднозначную силу: "Я — той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого". Я, читая эти строки, задумалась над ролью этого персонажа в произведении. Почему?

Во-первых, Мефистофель в литературе — это негативный образ, который олицетворяет в себе силу, которая служит злу. В демонологии его считают духом насмешек и сомнений. Один из толковых словарей дает такое определение: "Мефистофель — употребляется как символ отрицания нравственных устоев и доброго начала в человеке". Во-вторых, как сила, которая творит зло и может вызывать добро? Какое-то самоотрицание возникает.

Возможно, образ Мефистофеля следует рассматривать как гораздо более глобальной силе: отрицая и разрушая устоявшиеся нормы, он давал возможность для создания новых взглядов, движений, стилей. Добро и зло — вечные, уничтожая одно начало, уничтожается и другое, ведь исчезает смысл его существования — борьба, которая уравновешивает этот мир.

Конечно, Мефистофель — представитель зла, много его поступков является ярким этому подтверждением Особенно отталкивает его отношение к чувствам Фауста, который очень драматично переживает свои отношения с Маргаритой. Однако я бы не стала утверждать, что роль Мефистофеля в произведении сугубо негативная. Своими подстрекательствами Фауста, он только усиливал его силу духа, закалял его. Как я уже говорила, разрушая, он давал шанс для создания нового.

Когда же Гете говорил, что у него в душе живет образ Фауста и Мефистофель, то имел в виду, что каждый человек имеет начала добра и зла. И каким бы добрым или злым не был человек, рано или поздно в нем проснется вторая половина, абсолютно противоположна истинной, той, что побеждает. И Мефистофель в душе человека — это его сомнения, его злорадство, наслаждение человеческими утехами, те черты, которые приносят удовольствие его физической оболочке, но не духовной.

Следовательно, может сделать вывод, что Мефистофель — образ многогранный и неоднозначный. В нем объединились силы, которые, кажется, в реальной жизни обычному человеку трудно совместить. Скепсис к жизни побудил Мефистофель познавать человека во всех его проявлениях, исследовать его психологию для того, чтобы давить на его слабые места. По моему мнению, Мефистофеля можно считать не только символом зла, но и олицетворением освобождения от стереотипов, стремление к познаниям.