Останавливаясь на каждой реплике пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве" и насмехаясь чуть ли не из каждой строки, мы воспринимаем ее больше как развлекательную, чем назидательную литературу. Мы мысленно соглашаемся с Ковелем, который считает, что сложно, пожалуй, найти человека, который был бы глупее господина Журдена, и прикалываемся вместе со служанкой Николь с нового наряда ее господина. Но действительно в нашем мире все совсем иначе?

Каждый день мы встречаем десятки людей, поступки которых нам кажутся непонятными и даже комичными. На что только некоторые не способны, чтобы иметь более приличный вид в глазах "элитного" слоя общества! Господин Журден, пожалуй, позавидовал бы их возвышенному поведению и показательным манерам. На самом деле завидовать тут нельзя, остается только посочувствовать. Проживая светскую жизнь, очень скоро теряешь собственное — то, которое тебе отведено на этой земле. Теряется индивидуальность, человек просто становится марионеткой в руках моды, денег, славы или других людей.

Что же толкает таких бедолаг на добровольную потерю личности? Прежде всего, уверенность в том, что высокого статуса можно достичь, лишь имея благородные манеры и тратя деньги на одежду и корыстных учителей. Госпожа Журден считает это расточительством, а ее муж уверен в своем успехе и правоте. С другой стороны, это подтверждает неудовлетворенность человека собственной жизнью, неумение радоваться тому, что имеешь. Господин Журден не хочет отдавать замуж свою дочь только потому, что Клеонт не принадлежит к знатному роду, ведь дворянин должен иметь дело только с благородными господами и дамами. Хорошо, что возлюбленный Люсиль, слуга Журдена и его окружение имеют смекалку и хитрость с умом, поэтому и могут угодить своенравному господину и осуществить свои желания.

Кстати, окружение нашего "дворянина" — это отдельное дело. Таких людей мы видим на каждом шагу. Конечно, никакой пользы и науки из них нет, они воспринимают подобных господ "как дойную корову". Нажиться на чужой глупости и неосмотрительности — вот и вся цель их ложной помощи. Поэтому образам учителей в пьесе уделено много внимания тоже не зря. Любая наука изучается сначала, а не с прихотями и пожеланиями. Журден был уверен в том, что его научили, но его просто оболванили и красиво опустошили кошелек. Кто виноват больше — каждый решает для себя сам. Главное, не попасться на подобный крючок и не дать ввести себя в заблуждение. Вместе с этим не стоит пользоваться чужой необразованностью и, несмотря на все, остаться достойным человеком.

Очень обидно понимать, что многие из нас кем-то умело обманутые или собственноручно выбирают нечестный путь. На каждого "журдена" найдутся свои учителя и наоборот. И каждый раз, когда это происходит, мир не меняется к лучшему, а мы же стремимся к этому. Если не делами, то мыслями. Итак, все в наших руках!