Сочинение на тему: Жизнь спартанского мальчика

В VIII – IV веке до нашей эры, в связи с тем, что вокруг царила напряженная атмосфера, и всюду были войны, в Спарте была создана совершенно уникальная методика воспитания. В одном из своих трудов Аристотель говорит: "в Лакедемоне практически все воспитание молодежи и почти вся система законов подстроена под военные цели". Разумеется, очевидным является то, что государство видела своей главной целью создание замечательной военной нации. Поэтому все свои силы Спарта направила на развитие будущего поколения, сильного в физическом плане, а также приспособленного к выживанию в самых ужасных условиях.

Ввиду этой новой реформы, был организован строгий контроль государства за процессом образования и воспитания. В новую программу обучения были включены исключительно только такие предметы, которые способствовали развитию физических возможностей и моральной выдержки и устойчивости. Другие науки, необходимые для развития эстетических качеств человека, были исключены совсем. Важнейшие качества, которые обязаны были отличать спартанца от всех представителей других народов, были: грандиозная сила, удивительная выносливость и максимальная способность приспосабливаться к различным трудностям жизни.

Развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка. Даже в возрасте младенца, ребенка не разрешалось пеленать или укрывать. Его оставляли на солнце, дожде и ветре. Со временем, когда ребенок начинал подрастать, его отучали от всех страхов. Например, от страха темноты и одиночества, закрывая в темные помещения на сутки, а если нужно, то и больше. А от нытья и капризов отучали с помощью палки.

Наказание в физическом облике было неотъемлемой частью воспитания сына внутри семьи. Еще с детского возраста детей спартанцев учили военной осанке. В семье создавались основы всех важнейших качеств совершенного солдата и защитника своего государства, который не боится ни боли, ни чего-либо другого.

Первым этапом обучения мальчиков считался возраст от 7 до 15 лет. Главной задачей в этот промежуток времени становилось развитие способности, которые позволяет самому преодолевать жизненные трудности. Кроме того, не менее важным считалось воспитание в себе основных качеств морали настоящего воина: самообладания, храбрости, хладнокровия.

В возрасте семи лет мальчиков забирали у родителей и объединяли в агели (отряды небольших размеров), воспитывали их совместно, обучая тяжелой, военной дисциплине. Главным в каждом агеле был спартанский воин, прославившийся своим мужеством и доблестью на поле боя, из которого мальчики должны были брать пример. Первой задачей "старшин" было воспитание мужества будущих воинов. Очень часто с этой целью использовался прием «натравливания» отрядов, в котором любой незначительный повод, творчески приподнятое учителем, раздувался для того, чтобы поссорить детей. Мужчины наблюдали за драками лишь с той целью, чтобы в конечном итоге похвалить победителей и наказать палками тех, кто проиграл и не особенно храбро проявил себя в бою.

Но воспитание мальчиков не давалось только в одни руки: вопрос воспитания нового поколения молодежи были общим делом всего государства. Основываясь на этом, любой из взрослых имел право наказать или же поощрить любого ребенка. Это было скорее не правом, а обязанностью.

Чем старше становились мальчишки, тем строже для них придумывали испытания. Детям специально выдавали слишком мало пищи, чтобы научить их с помощью своих сил бороться со всеми страданиями и сделать их ловкими и сильными людьми. Чтобы прокормить себя, маленьким спартанцам приходилось воровать, при этом проявлять большую осторожность и постоянно хитрить, ведь тех, кто попадался, били кнутом и снова и снова заставляли голодать. В связи с этим дети самыми разными способами старались скрыть совершенные преступления.

Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они обязаны были пройти несколько своеобразных экзаменов, только после этого они могли переходить в следующую возрастную группу.

Одним из таких экзаменов были показательные бои молодежи Спарты, на которых в лице зрителей должны были присутствовать абсолютно все: и царь, и рядовые члены общины, настолько было серьезным вопросом воспитания и юношей. Такое публичное испытание становилось одним из наиболее важных принципов «общественного контроля». Другое испытание заключалось в том, что в некоторые дни у алтаря богини Артемиды подростков секли свежими ивовыми лозами. Данное бичевание было крайне суровым, но достойный спартанец был обязан его выдержать, не издав ни единого стона. Иначе он осквернял не только себя, но и всю свою семью.

Также в возрасте 15 лет юноши, прошедшие испытания, вступали в испытательный год военной подготовки. С этого времени подростки получали официальное право на ношение оружия, которым награждались на празднике Артемиды Орфии.