Жан Мольер реформатор французского театра

Выдающийся реформатор французского театра Жан Батист Мольер свой первый театр организовал в 1643 году. Однако несовершенство сценического воплощения и устаревший репертуар, этот театр очень быстро потерпел крах. И Мольера и его труппу поражение не остановила — для того, чтобы поработать над более качественным репертуаром, они выехали к провинции.

Актеры любительского театра, среди которых был и Мольер, некоторое время выступали в провинции, где публика была настроена весьма демократично. Именно с этих времен и началась творческая биография выдающегося философа и драматурга. Он начал писать небольшие пьесы, нечто вроде французских комедий "Дель арте" и народного фарса. Сюжеты его первых драматических произведений были заимствованы из итальянских пьес, драматург существенно перерабатывал.

Свою первую большую пятиактную комедию Мольер создал в 1655 году. Именно она принесла ему зрительский успех. Через год зрители получили возможность наслаждаться еще одной пьесе молодого талантливого драматурга. Уже через три года его театральная труппа стала самой популярной у жителей провинции. Благодаря этому драматург с актерами получили возможность перебраться в столицу.

Первый столичный спектакль состоялся в королевском дворце, и получил одобрительный отзыв от короля Людовика XIV. Это окончательно определило судьбу театральной труппы Мольера. Ее спектакли стали настоящим прорывом в тогдашнем драматическом искусстве, утверждением жанра комедии.

Постепенно произведения Мольера стали обогащаться гуманистической моралью, социальной сатирой и правдивыми психологическим переживанием. Эти черты присутствовали уже в первой "большой" комедии "Школа жен". Главным героем пьесы стал сторонник патриархальной морали, деспотичный буржуа. Реакция на эту пьесу была неоднозначной. Со стороны консервативных актеров, литераторов и аристократии она претерпела немало нападений, но демократические зрители искренне приветствовали пьесу.

"Школа жен" Мольера стала первой классической комедией. После нее для драматурга начался период расцвета. Каждая из его новых комедий — "Мизантроп", "Дон Жуан", "Тартюф" — добавляла Мольеру еще большей славы, делала его известным реформатором французского театра. Автор непревзойденных комедий высмеивал лицемерие аристократии, которое прикрывалось добродетелью и показной набожностью, ее цинизм и бездуховность. А комедию "Дон Жуан", в котором присутствовали черты свободомыслия и критика разврата дворян, враги драматурга даже запретили.

Мольер был не только талантливым драматургом, но и настоящим интеллектуалом, который в своих непревзойденных произведениях подверг глубокому анализу жизненные конфликты и человеческие характеры. Все его комедии имеют четкую структуру и композицию, но главное — они прошли испытание временем и уже почти три столетия не сходят со сцен театров в разных странах мира.