Проблема исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто погиб на войне в стихотворении "Я знаю, никакой моей вины..."

Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский начал воевать с врагом с помощью слова: он стал корреспондентом фронтовых газет. Не секрет, что от вовремя и правдиво представленной информации зависит боевой дух войска. Недаром уже в наше время появилось понятие "информационная война".

Когда война закончилась, он, как никто другой, понимал, что тему закрывать рано. Итак, в стихотворении "Я знаю, никакой моей вины..." поэт обратился к проблеме исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто погиб на войне.

Твардовский через два десятилетия после окончания войны понял ответственность живых перед погибшими, о чем он и написал в стихотворении "Я убит подо Ржевом...". Человек, который остался жив в той войне, неизбежно чувствует свою вину перед погибшими. Но причиной написания произведения является не только чувство вины: автор понимает, что война в коем случае не должна повториться. Поэтому все возможные средства человечества необходимо использовать для сохранения памяти об ужасных событиях, о страшной боли, которую причинила людям война. Память - жестокая, поэтому жить просто ради жизни так, как до войны, человек, который видел смерть, обычно жить не сможет.

Произведение звучит как лирический монолог. Его герой страдает от мысли, не дает ему покоя - это покаянное чувство своей вины перед павшими братьями за то, что остался жив. Радость через войны и восстановление страны омрачается горечью от потери друзей, любимых, миллионов соотечественников, отдавших свою жизнь за будущее. Лирическому герою не дает покоя чувство неоплатном долгу перед погибшими, хотя он понимает, что объективно его вины перед погибшими нет. Но сомнение остается: трижды повторены слова "но все же, все же, все же..." является выражением сомнения в возможности жить беззаботно, когда другие погибли.

Финал произведения становится толчком к размышлениям читателей над проблемой стиха.