Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - особое произведение, в котором автору удалось гармонично соединить в единое целое реальность и миф, романтичность и сатирическое описание повседневной жизни, сарказм, иронию и бесстрастие объективного отражения тогдашнего общества.

А как же в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие же силы способны формировать судьбы людей и исторический процесс развития общества? Что положено в основу человеческого поведения следование избранным идеям и идеалам – предопределение, череда случайностей или стечение обстоятельств? Ответы на все эти вопросы читатель может найти на страницах этого необычного, поражающего своей силой романа.

В густонаселенном произведении М. Булгакова нашлось место не только Иешуа. Параллельно с ним автор ведет повествование о Воланде – представителя потустороннего мира, воплощение настоящего Дьявола. И как это не странно, но и первый, и второй персонаж заставляют нас задуматься на моральной ответственностью человека за свои поступки, задуматься над тем, что же страшнее – государственный суд или суд собственной совести.

М. Булгаков довольно необычно изображает Иисуса, так же необычно, по-своему, он создает и образ Валанда. Такого дьявола в литературе еще не видели, ведь оценить его поступки однозначно невозможно. Меру пользы, пороков и зла Дьявол в образе Воланда определяет степени бескорыстного добра, красоты и истины. Он восстанавливает справедливость и равновесие в реальном мире между добром и злом, и именно тем служит не злое, а скорее доброе. Именно благодаря Воланду в Москве горели дома разврата, а рукопись Мастера восстановилась из пепла.

Своим романом "Мастер и Маргарита" М. Булгаков напоминает людям о том, что они почти полностью забыли об ответственности за свои поступки и о том, для чего они и пришли на эту землю. Люди перестали различать добро и зло, растратили свое душевное тепло в повседневной суете, забыли они и о своем долге перед обществом и своими близкими. В лице героев романа автор побуждает нас заглянуть в свои души и проверить – осталось ли в них хоть капля милосердия и доброты.