Анализ повести "Скотный двор"

Повесть "Скотный двор" была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм).

Как-то в селе Джордж Оруэлл увидел мальчика гнавшего по дороге коня, ударяя его жезлом каждый раз, как тот пытался повернуть в сторону. "Меня посетила одна мысль, - вспоминал он, - что, если животные осознают свою силу, мы не сможем властвовать над ними. И то, что люди эксплуатируют животных так же, как богатые эксплуатируют пролетариат". В картине из сельской жизни максималист и идеалист Джордж Оруэлл увидел острую сатиру на "казарменный коммунизм", сталинщину. В своем сочинении он, не скрываясь за метафорами, повествует о новейшую ложь, что стремится завладеть миром и Человеком, о ложь, замаскированную под величественную правду.

Домашние животные, осознав собственную силу и то, что человек их нещадно эксплуатирует, прогоняют хозяина с фермы и начинают новую жизнь - свободную и справедливую. С каждым днем они чувствуют, как каждый раз что-то меняется. Они даже не могут сказать что, ведь как будто вчера на стене было семь заповедей новой жизни, а сегодня уже стало шесть. Однако было ли это на самом деле, или только показалось простому работяге - коню Боксеру? Правда ли, что лозунг "Животные не должны употреблять спиртного с избытком" некогда звучало короче? Кто знает. Освободившись от человеческой кабалы, наивные и простые животные попадают в ярмо еще опаснее, больнее и непонятнее, потому что это ярмо своих над своими. Когда на войне солдат уничтожает чужаков, это еще можно понять. И чем оправдать систему, в которой человека уничтожает и предает вчерашний друг? И не ради высокой цели, а мешка гнилых яблок или ведра молока. Седьмая заповедь "Все животные равны" постепенно и незаметно приобретает значение: "Все животные равны, но некоторые животные выше других".

За сатирой на несправедливую современность проступает отчаяние автора. Он не любил империализм, ему был противен фашизм, против которого стоял с оружием в руках. Писатель понимал лицемерие "левых"; его надежды, устремлены на Восток, также разбились о реальность. И все-таки пафос "Скотного двора" вселяет осознание бессмертия, потому что человечество никогда не откажется от борьбы за справедливость и счастье. А тот, кто попытается узурпировать право на бесконтрольное руководство, "монопольную истину", будет ассоциироваться со свиньями из оруэлловской сказки.

В этом произведении много вопросов - прямых и риторических. Ответы на них, что вроде бы прячутся за аллегорическими образами, просты и понятны. Каждый знает эти ответы, но не каждый может себе в этом признаться. Почему созданный животные на ферме идиллический строй, когда "каждый на ферме отдавал делу все, что мог" и "никто не воровал, не спорил за лишний кусок, а споры, драки и взаимные зависть, привычные в старые времена, почти исчезли", потерпел крах? Почему свиньи, которых автор называет самыми умными на ферме, начинают жестокую тиранию в отношении таких, как и они, свиней? Почему хряк Наполеон, лелея переворот, подбирает лучших представителей из свинской молодежи и сам начинает заниматься их воспитанием? И почему страшно становится не от описания жестокой расправы над молодыми поросятами, якобы "врагами народа" и сторонниками Снежка (главного врага диктатора Наполеона), которых "убили тут же на месте" (хотя на ферме после изгнания хозяина не убивали даже крыс), а от страшной метаморфозы шестой заповеди, что первоначально гласила: "Животные не должны убивать себе подобных", а потом была переформулирована: "Животные не должны убивать себе подобных беспричинно"? Очевидно, потому, что причину можно всегда найти.

"Скотный двор" предлагает ответы на эти вопросы. Это произведение трудно назвать аллегорическим, хотя формально основным, использованным в нем приемом, является аллегория. Она настолько прозрачная и недвусмысленная, что не дает оснований причислить произведение к жанру сказки, ведь он представляет страшную правду современности, раскрывает глубинную сущность человека, которая пытается скрыться под маской благотворительности и добропорядочности.

Этим произведением Джордж Оруэлл подчеркивает, что в человеческой природе есть нечто животное. Однако есть в ней и человеческое естество - то, что делает человека Человеком даже на последней грани наивысшего отчаяния и тяжелейшего боли, когда смерть кажется желанным счастьем по сравнению с жизнью. Человек становится свиньей в результате собственного выбора.