Пейзаж в романе "Анна Каренина"

Воспевание могучих сил природы - одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение писателя в жизнь природы помогает ему постичь суть сокровенных земных явлений.

Лучшие пейзажи романа связаны с душевными переживаниями, внутренней жизнью его персонажей. Так, например, в тесном общении с природой живет Левин (радостное описание весеннего пробуждения земли, где природа предстает во всем богатстве и разнообразии растительного и животного мира, во всем богатстве звуков, красок, запахов; волнующая картина леса, где Левин и Облонский находились на тяге: "В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста трав. "Каково Слышно и видно, как трава растет!" - сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы").

Пейзажи Толстого отличаются глубокой правдивостью, буйством красок, органичностью деталей. Толстой далек от украшательства, стремится воссоздать подлинную реальность. Например: "Было то время года... когда присохшие вывезенные кучи навоза пахнут по зорям с медовыми травами..." Это сочетание запаха навоза и медового, пряного запаха трав у Толстого не случайно: он смотрит на землю с позиции трудового человека, для него земля - это источник жизни, питательная сила; и чем больше самозабвенного труда вложено в этот источник, тем больше счастья и довольства сможет обрести человек.

Пейзаж помимо эстетической функции служит у Толстого средством раскрытия внутреннего мира героя: так, тревога и смятение Анны, ее радостные волнения после встречи с Вронским ярко изображаются на фоне разбушевавшейся природы, сильного бурана, в котором сливаются и "радостные", и "ужасные" звуки; в день встречи Левина с Кити природа звучит в унисон его настроению ("старые кудрявые березы сада, обвисшие всеми ветвями от снега, казалось, были разубраны в новые торжественные ризы").

С образом природы тесно связаны образы животных, которые ведут себя подобно людям. Так, например, у лошади Фру-фру "говорящий взгляд", "она была одним из тех животных, которые, кажется, не говорят только потому, что механическое устройство их рта не позволяет им этого". Легавая собака Ласка у Толстого "только не говорит", но тоже думает, возмущается, требует ласки, "жалуется на несправедливость". Интересны "удивленные" коровы, которые встретили Левина в деревне, и бык Беркут, "который хотел, было встать, но раздумал".

Описания природы и животных занимают в романе значительное место. Они способствуют раскрытию многосторонних связей человека с миром, наиболее полно выявляют сущность человеческой личности.