Биография

Дельвига Антона Антоновича
1798-1831



Антон Антонович Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве. Его отец, обрусевший немец, происходил из древнего дворянского рода, некогда весьма состоятельного, но сам уже богатым дворянином не был и оставил из всех "богатств" сыну лишь титул барона. Мать - из небогатой русской дворянской семьи. Немецкое происхождение отца в доме никак не сказывалось. Удивительно, но немецким языком Антон Дельвиг начал заниматься лишь в Лицее, куда он поступил 12 августа 1811 года.

Многие биографы Дельвига отмечали его медлительность и леность. Эта "леность" имела особое свойство: за ней скрывались основательность и избирательность. Главной страстью Дельвига было чтение книг. Примечателен такой факт: надзиратель Пилецкий дал весьма нелестную характеристику лицеисту Антону Дельвигу, причину недостатков юноши он видел в том, что его «попортило чтение разных русских книг без надлежащего выбора». Позднее, работая в Публичной библиотеке, Дельвиг не отличался особым рвением к библиотечной деятельности, хотя просиживал в библиотеке сутками: с упоением читал и читал...

А.С. Пушкин писал о лицейском товарище:
Особенностью жизни в Лицее было издание рукописных журналов, стихотворных сборников. Дельвиг активно участвовал в них. В 1817 году, в честь окончания Лицея, он написал «Прощальную песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея», которая стала лицейским гимном. Позднее он стал издателем одного из лучших русских альманахов «Северные цветы» и редактором «Литературной газеты», которая была основана А.С. Пушкиным. Позиция Дельвига в должности редактора вызывала недовольство власти, в частности, известен эпизод, когда Дельвигу угрожал шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. Жизнелюбие, стремление к духовному общению превратили петербургский дом Дельвига в центр литературной жизни. На литературных вечерах, которые устраивались еженедельно по средам и воскресеньям, бывали именитые писатели, музыканты, лицейские товарищи. Брат Дельвига вспоминал: "Все были от него в восхищении. Кроме огромного поэтического
таланта, он прекрасный рассказчик. Раза по три в неделю он целые вечера импровизировал разные, большею частью фантастические повести вроде немецкого писателя Гофмана". А.П. Керн в воспоминаниях называла Дельвига «одним из лучших, примечательнейших людей своего времени». Она отмечала его достоинства: «Гостеприимный и великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить всех его окружающих. <...> Я никогда его не видала скучным или неприятным, слабым или неровным... Он очень радушно встречал обычных своих посетителей, и всем было хорошо близ него». Мягкость и некоторая застенчивость не мешали ему быть бескомпромиссным, когда дело касалось литературы. Он указывал на недостатки и прегрешения даже В. Кюхельбекеру, к которому относился с неизменным уважением. Именно Кюхельбекер знакомил Дельвига с немецкой поэзией, решительно поощрял его поэтическое творчество. Разные взгляды на роль и место литературы в жизни общества, несходство политических убеждений - всё это не мешало Дельвигу сочувственно относиться к судьбе А. Бестужева и К. Рылеева после восстания 14 декабря. Несмотря на то, что высочайше было запрещено упоминание о повешенных и ссыльных, в стихотворении, посвященном лицейской годовщине в 1826 году, он вспоминает своих осужденных товарищей - Пушина и Кюхельбекера:



Дельвиг до последних дней жизни поддерживает связь с находящимся в крепости Кюхельбекером: посылает ему книги, заботится о публикации его произведений, оказывает материальную помощь родственникам. Другом Дельвига - с полной взаимностью - был Пушкин. Именно Дельвиг первым предсказал Пушкину великое будущее («Кто, как лебедь цветущей Авзонии»), это обращение-послание лицеиста («Пушкину») было опубликовано в 1815 году. Дельвиг был единственным из друзей и родных, кто открыто приехал погостить к опальному поэту в апреле 1825 года, за что поплатился местом в Публичной библиотеке. С риском для себя Дельвиг публикует на страницах «Северных цветов» и «Литературной газеты» произведения осуждённых декабристов В. Кюхельбекера, А. Одоевского, А. Бестужева. В творчестве поэта преобладали лирические жанры: элегии, романсы, антологические стихотворения, послания и в особенности идиллии.

Идиллия - одна из основных форм в античной поэзии. В русской
литературе ХІХ века небольшое стихотворение, изображающее
вечно прекрасную природу, идеализированную жизнь на лоне
природы.

В этом жанре Дельвиг достиг наивысших успехов. Исследователь литературы пушкинской поры В.Э. Вацуро отмечал, что его идиллии «отразили искания русской романтической эстетики и противостояли традиционным образцам сентиментального жанра». Высоко ценил идиллии Дельвига Пушкин, считая их образцовым воплощением духа древней поэзии, её «роскоши», «неги», «прелести более отрицательной, чем положительной, которая не допускает ничего напряжённого в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях». Пушкин учитывал опыт Дельвига при создании собственных произведений этого жанра. Два направления творческих исканий принесли Дельвигу наибольший успех: обращение к античности и создание произведений, ориентированных на фольклор (русские песни). Здесь Дельвиг нашёл свой путь, в отличие от поэтов, обрабатывающих конкретные тексты устного народного творчества. Он создавал на их основе свои оригинальные произведения, наполняя их новым содержанием. Наиболее частыми мотивами были несчастливая любовь, долгая разлука, измена. На стихи Дельвига создавались музыкальные произведения многими композиторами ХІХ века: М.И. Глинкой («Ноченька», «Что, красотка молодая...», «Не осенний частый дождичек...»), А.А. Алябьевым («Соловей») и др. Умер А.А. Дельвиг неожиданно, совсем молодым, 14 января 1831 года в Петербурге. Болью отозвалась его ранняя смерть в сердцах товарищей. А.С. Пушкин писал: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы осиротели».