Сочинение на тему: Что связывает современностью роман «Преступление и наказание» 

Федор Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» поднимает проблему возвышения одного человека над другими, вседозволенности, «наполеонизма». Автор рассматривает, как эта теория, с одной стороны, если бы хорошо выстроена и логична, с другой стороны разбивается на практике и только приносит страдания, мучения и раскаяния герою романа Раскольникову.

Впервые Достоевский поднял тему вседозволенности в романе «Двойник», а впоследствии более глубоко раскрыл в «Преступлении и наказании». Но в обоих произведениях эта теория терпит крах.

В чем же, собственно, заключается эта теория? Размышляя, Раскольников приходит к выводу, что есть люди, которые стоят выше толпы, общества, которым все дозволено, даже убить. И вот он решает переступить черту, отделяющую "избранных" людей от серой толпы. Раскольников приходит к мысли, что нет ничего плохого в том, чтобы лишить жизни мелочную, старую процентщицу, которой в этом мире ничего делать.

Раскольников думает, что «все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости». Он считает, что много людей хотело бы убить процентщицу, но они боятся. Но он совсем забыл о нравственных и этических нормах человека, о заповедях Божьих. И Раскольников решает переступить через все это и именно за это его ждет наказание. Через все страницы произведения просматриваются два понятия: «самообман» и «самооправдания». Когда Раскольников рассказывает про свою статью по теории вседозволенности, которую напечатали в одном из журналов, сначала Порфирию Петровичу, затем Сони, он пытается самооправдаться.

Ведь, если это преступление Раскольников оправдывает тем, что старая никому не нужна, что она приносила только вред людям, и не достойна жизни, то как быть с ни в чем не виновной Лизаветою, которая оказалась на его пути. Вот здесь, во время практического выполнения, теория Раскольникова и дает первую брешь. Главного героя губит именно это, другого быть и не могло.

Само убийство Лизаветы заставляет усомниться в том, действительно ли так хороша эта теория? Потому случайность, которая привела к таким трагическим последствиям, может привести еще к большим бедам. Так может в самой этой идее и заключается корень зла? Не может в основу благодеяния быть возложено зло, даже по отношению к бесполезной, мелочной старой процентщице.

Не менее страшным, чем само преступление, становится наказание за содеянное. Может ли быть что-то страшнее мучений и страданий человека, который полностью осознал свою вину и впоследствии раскаялся? Только в вере в Бога, вере, которую заменял теорией «сверхчеловека», находит успокоение Раскольников.

Достоевский поднял проблемы, которые и в наше время остаются актуальными и острыми. Как мне кажется, основной его идеей является то, что общество, которое построено на разделении людей на «ненужных» и «нужных», на сиюминутной выгоде, общество, в котором люди привыкают к убийству – самого страшного греха, никогда не будет моральным и в нем люди не смогут быть счастливыми и самодостаточными.