Басни требуют особого исполнения. Их выразительно рассказывают, сохраняя темп и интонации разговорной речи.

Чтение басни одним лицом

Вначале перескажите басню от первого лица: представьте, что вы сами "видите" всё, что происходит в басне. Например, начало пересказа басни "Волк и Ягнёнок" может быть таким: "Как-то в жаркий летний день бродил я по лесу - и вышел к ручью. Вдруг я услышал шорох в кустах... Это пробирался к ручью маленький ягнёнок..." В пересказ обязательно вставляйте ваши оценки поступков и характеров героев басни. Например, о Волке: "Какой он злобный и коварный!" Ваши оценки - это подтексты отдельных частей басни. Они подскажут вам правильную интонацию пересказа от первого лица при чтении басни наизусть.

После пересказа басни сделайте разметку (или партитуру) текста, используя следующие условные обозначения:
/ - пауза в конце стихотворной строки;
// - пауза после точки;
→ - выделение слова голосом (логическое ударение);
⇉ - сильное выделение слова голосом (сильное логическое ударение);
↑ - повышение голоса;
↓ - понижение голоса.


Чтение басни в лицах

Исполнение басни в лицах отличается от рассказывания её одним лицом. Здесь исполнители уже не очевидцы событий, а действующие лица. Они разыгрывают маленькую сценку.

В басне бывает несколько героев, и всегда есть автор, который по-разному их оценивает. Например, мы чувствуем осуждение автором Волка и сочувствие Ягнёнку в басне "Волк и Ягнёнок". Это отношение надо передать в чтении. Неодинаково будут звучать и слова Волка и Ягнёнка: ведь один - груб и зол, а другой - вежлив, честен, справедлив.

Ваше чтение должно помочь слушателям пережить вместе с вами события басни и понять её мораль, почувствовать нелепость всей ситуации, а также глупость и самонадеянность "артистов". Читать басню в лицах очень интересно, но это надо делать умело. Сначала распределите роли, затем сделайте разметку текста (каждый решит, как нужно читать свою роль). Читающему слова автора нужно подумать, как он относится к героям басни - ведь от этого во многом будет зависеть воздействие его чтения на слушателей.