Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание"


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"
Образ Сони Мармеладовой
Один из основных образов в романе "Преступление и наказание", кроме образа самого Раскольникова, - Соня Мармеладова. Разве со здоровым рассудком так можно размышлять, как это делает она? Разве можно так ходить над пропастью, прямо над вонючей ямой, уже в которую ее затягивает, и отмахиваться руками и затыкать уши, когда ее предупреждают об опасности? Что ей остается, не на чудо надеется? И вероятно, что так. Разве это все не похоже на признаки помешательства?

Раскольников "упрямо останавливается на данной мысли", ибо "это пояснения ему нравилось даже более, чем любое другое". Апостол Павел в одном из писем единоверцев-греков с города Коринфа, писал: "А мы проповедуем распятого Христа, это для язычников - безумие, а для призванных - Божья мудрость и Божья сила! Потому и сумасшедшее Божье мудрее от человеческого, и немощь Божие - сильнее человеческой!"

Если бы Раскольников морально не находился в тупике, то, наверное бы, не увидел в проповеди Сонечки ничего, кроме "безумства", даже если бы она открыто проповедовала учение "Христа распятого". Но не такими были обстоятельства и состояние в душе Раскольникова, что считать Соню безумной. Так или иначе, именно "безумной" Сонечки Раскольников решил открыть правду о своем преступлении. Сначала - цинично бросив вызов ее смирению, "я просто убил, - сказал он ей, - для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать... право имею ли я..."

Что же отвечает на это Соня? Да почти ничего, пока он прямо не спрашивает ее: "Что делать?". До этого она только мучается вместе с ним, перебивая его рассказ короткими репликами: "Убивать? Убивать право имеете?.. И убили!" Однако на Раскольникова ее короткие реплики действуют лучше теоретических аргументов, которыми кто-то хотел бы возразить его "праву". "Разве я старушку убил? - начинает оправдываться он перед ней, - я убил себя, а не старуху"... Вот такая совсем не логическая, однако, оправданная психологическая эволюция происходит на протяжении нескольких минут: вот "для себя убил" - вплоть до "себя убил".

Постепенно Раскольников начинает так рассуждать, как она. И при этом понимать, что Соня на самом деле не является преступницей, как он, ведь свои позорные заработки тратит не на себя. Соня по настоящему верит в то, что пока от ее "блуда" зависит жить или умереть голодной смертью всей ее семье с малыми детьми, "Бог не допустит", чтобы она заболела, сошла с ума или умерла.

Парадоксально, как всегда, но убедительно Достоевский показывает, как страшна жизнь его героини, сочетается с искренней христианской верой. Это именно глубокая вера, а не сугубо формальная религиозность... Образ Сына Божьего, который осуждал грех, но прощал грешника, - и "чудотворная" сила, что дает ей надежду. Когда Раскольников действительно понял Соню, ему открылся выход для грешников - раскаяние. Ведь он и до этого страдал, сам себя мысленно распинал на кресте. Были они с Соней, как те два преступники, распятые с Иисусом, о которых рассказывается в Евангелия от Луки. "Если Ты Христос, то спаси нас и себя!" Назвался же тот второй и упрекнул его, говоря: "не боишься Бога, когда и сам на то осужден? Но мы справедливо осужденные и надлежащую плату за поступки свои берем - Этот же никакого зла не совершил". И сказал Иисусу: "Помяни меня. Господи, когда придешь в Царство Свое!" И обратился к нему Иисус: "Говорю тебе истинно: будешь в раю со мною!" После раскаяния Раскольников стал похожим на одного из них, что поверил Спасителю и попросил его покровительства. В эпилоге романа главный персонаж встает на каторге после добровольного признания в совершенном преступлении и суда над ним. Соня поехала в Сибирь вместе с Раскольниковым. В последней фразе автор сообщает, что дальнейшая жизнь его героя - это "история постепенного обновления человека" для новой жизни.

Сонечка Мармеладова оказалась заложником ситуации, которую ей преподнесла жизнь. Как раньше я уже писал, выбор у нее был не велик, остаться голодной и смотреть на голодных близких или продавать свое тело. Понятно, что этот поступок осудителен и не приветствуется, но иначе она поступить не могла. Рассматривая ее с другой стороны мы видим героиню, которая все делает для своих близких, даже не жалея себя. Если ее сравнить с чиновниками переполненные эгоизма и равнодушия, то в отличие от них Соня идет на самые большие жертвы для благополучия своих близких. Не каждый способен принести свое тело и честь ради ближнего своего. 

Относительно характера образа Раскольникова Соня является противоположностью. Она отражает взгляды доброты, веру в справедливость, смирения и прощения. Как для меня главной чертой Сони является ее любящее отношение к человеку даже, каким бы он не был, разве ни это главный принцип равенства.