РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" 
(1866)


Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман "Пьяненькие"). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея романа: "Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием".

Петербург Достоевского.


Образ "желтого Петербурга". Жизнь петербургской бедноты: петербургские распивочные, семейство Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре, нищета студента Раскольникова, полунищенское положение матери и сестры Раскольникова. Разговор двух рабочих о Петербурге. Комната Сони Мармеладовой. Свидригайлов о Петербурге. Мастерство Достоевского в изображении Петербурга с его страшным миром: очерковобытописательская сторона изображения Петербурга (детализация, топографическая точность). Символичность города (символ России). Цветовая гамма. Основные мотивы: власть денег, богатство и нищета, мрачный колорит и нагнетание соответствующих эмоций.

Художественные особенности романа "Преступление и наказание".


Русская жизнь 60-х годов 19 века в понимании Достоевского. Особенности реализма и психологизма Достоевского; мастерство писателя в изображении психологии героев с раздвоенным сознанием. Решающая роль внутреннего монолога в раскрытии образа главного героя. Элементы драматургического изображения жизни в романе. Изображение героев в переломные моменты их жизни. Своеобразие сюжета. Особенности композиции. Полифонизм. Обращение к библейским сюжетам. Мотив равнодушия как источника саморазрушения.

СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЬІХ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"


Связь сюжетной линии истории семейства Мармеладовых с неосуществленным замыслом романа "Пьяненькие". Причины демонстративности в исповедях Мармеладова. Встреча Мармеладова и Раскольникова. Описание комнаты Мармеладова. Сцена смерти Мармеладова. Описание комнаты Сони. Поминки у Мармеладова. Сцена с Лужиным. Катерина Ивановна с детьми на улице. Сон Раскольникова о забитой кляче. Неразрешимость ситуаций, в которой оказываются герои. Символический образ замученной лошади. Духовное одиночество каждого человека среди толпы. Смысл слов Мармеладова: "Человеку некуда пойти".

ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"


Детективная основа сюжетной линии Раскольникова. Внешние и внутренние причины преступления; прошлое, характер Раскольникова, обстоятельства жизни. Непринятие мира униженных и оскорбленных. Причина возникновения мысли об убийстве старухи-процентщицы. "Проба". Главные мотивы преступления. Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы. 

Теория Раскольникова.


Идеологический фон статьи (Макс Штирнер "Единственный и его собственность", А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление", Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"). Принцип деления людей на два разряда. "Недодуманность" теории Раскольникова: вопрос, к какому разряду людей - "высшему" или "низшему" - следует отнести мать, сестру: захотят ли близкие, ради которых он решился на преступление, воспользоваться "результатами" этого преступления. Несоответствие замысла и результатов. Арифметическая логика Раскольникова.

 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В  РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"


Подчиненное положение группировки женских образов по отношению к Раскольникову. Социальный фон преступления Раскольникова с участием женских персонажей. Мотив поруганной красоты, загубленной жизни. Символический смысл "кротких" женщин (социальная беззащитность человека). Роль диалогов в раскрытии женских образов. Споры Раскольникова с Дуней, Соней. Образ Сони Мармеладовой, ее роль в романе. Сначала Раскольников считает Соню такой же преступницей, как и он сам - преступив моральный закон общества, Соня, по его мнению, загубила свою душу. Однако Соня осуждает Раскольникова и одновременно горячо сочувствует ему. Соня как "двойник" Раскольникова, воплощающий лучшие стороны его души. Прокомментировать фразу Сони в ответ на признание Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы: "Что вы, что вы это над собой сделали!".

НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.

"Двойники" Раскольникова в романе. 

Мотив "двойника" как темного второго "я" человека. Образ Лужина (чтение и анализ гл.3 ч.1, гл.5 ч.2, гл. 2,3 ч.4, гл. 1,3 ч.5). Образ Свидригайлова (чтение и анализ гл. 3 ч. 1, гл. 1,2 ч.4). Смысл сопоставления Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Основное средство самораскрытия героев "двойников" - диалог, сюжетные параллели. Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

Эпилог. `

Разочарование Раскольникова в себе. Антигуманный, преступный характер идеи Раскольникова применительно к будущему человечества (сон). Каторга и как юридическое наказание, и как исход, как очистительное страдание. Неприятие, ненависть к Раскольникову каторжан. Отказ Раскольникова от теории посредством веры и любви.

РАСКОЛЬНИКОВ И ПОРФИРИИ ПЕТРОВИЧ


Порфирий Петрович как идейный антагонист Раскольникова. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем. Мастерство следователя, который, по теории Раскольникова. относится к "низшему" разряду людей, в опровержении этой теории. Чтение и анализ гл. 5 ч. 3, гл. 5. ч. 4; гл. 6 ч.3, гл 2, 7, 8 ч. 4.