Мы с детства, еще со школьных лет, привыкли к такой форме контрольных работ, как диктант. Он воспринимался, как неотъемлемая часть урока языка.

Никто не сомневался, что к его целесообразности, и даже не задавал себе вопрос, зачем же он нужен. Хотя на самом деле диктант является главной разновидностью работ, направленных на изучение орфографии. Целью этого упражнения является, во-первых, закрепление изученного материала на практике, а во-вторых, оценка знаний ученика.

Сущность заключается в правильной записи воспринятого на слух предложения или фразы. Во время диктанта дети приобретают опыт орфографической зоркости, то есть они учатся видеть среди кружева слов именно контрольные моменты. Далее, найдя орфограмму, учащиеся анализируют ее, и находит правильный способ написания.

Итак, диктант требует усиленного внимания со стороны ребенка, учит его внимательности и скорости в принятии решений. Много кто учит все правила, и важно не только знать их, но и правильно использовать. Каждый выполненный диктант помогает ребенку систематизировать набор правил орфографии в четкую логическую схему. И хотя ученики не очень любят диктанты и наивно расценивают их, как попытку учителя поставить плохую оценку, потом они с благодарностью вспоминают педагога, что ценой собственных нервов пытался научить их главному - правильно писать!

Кроме этого, диктант имеет большое эстетическое значение. Ведь тексты для диктантов, чаще всего, являются отрывками из произведений выдающихся классиков. Это описание пейзажей, красивых предметов или интересных событий, которые учитель зачитывает медленно и с выразительной интонацией. Анализируя контрольные моменты, ребенок невольно задумывается над сущностью самого текста, а тем самым погружается в мир прекрасного. После диктанта учащимся часто предлагается выполнить дополнительные задания по морфологии или синтаксису, что тоже повышает уровень грамотности ребенка.

Итак, диктант является базовым этапом при изучении орфографии и гарантом грамотного письма. А сомнений в значимости умения правильно писать не возникает, пожалуй, ни у одного человека. Ведь орфографическая грамотность является визитной карточкой умного, интеллектуально развитого, успешного человека.