Авангардизм в мировой литературе

Авангардизм (франц. avant-gardisme - передовая сторона) - антитрадиционное направление в литературе и искусстве ХХ века, ориентированное на разрушение привычных художественных форм и канонов.

Его представляли как итальянский футуризм, дадаизм, сюрреализм, французский "новый роман", абстракционизм, конструктивизм и др. Правда, авангардистская литература значительно интереснее в своих теоретических поисках, чем в реальных достижениях. Авангардисты безапелляционно отрицали традиции, афишировали эпатаж, что больше всего проявилось в поэзии и драматургии. Категорическое отрицание нормированной эстетики сопровождалось требованиями немедленно размыть ее "берега", растворить в вещах или в социальной действительности.

Авангард начался с "Первого манифеста футуризма" (1909) итальянца Ф. Маринетти, из страстных призывов "вырваться из прогнившей ракушки Здравого Смысла", наполниться "отвращением к Разуму", "раз и навсегда плюнуть на Алтарь Искусства и смело сделать шаг в необозримую даль интуитивного восприятия!" ("Технический манифест футуристической литературы", 1912).

Философское новаторство авангардизма наиболее полно и ярко было воплощено в поэзии итальянских футуристов П. Буцци, Дж. Лучини, Л. Фольгоре, К. Карри и других. Для их творчества характерно увлечение звукоподражаниями, разрушением канонического образа, сюжета, синтаксиса с целью выражения, применение различных шрифтов, обоев, оберточной бумаги и тому подобное. В отличие от экспрессионизма и кубизма, представители, которых достаточно спокойно, пессимистично воспринимали цивилизацию, футуризм привлекал внимание мажорным тонусом, порывом в механизированное будущее, ради которого разрушалось прошлое и современное.

Кроме Италии, футуризм больше всего распространился в России: егофутуризм И. Северянина ("Пролог эгофутуризма", 1911), Г. Иванова, П. Широкова и кубофутуризм Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Хлебникова и др. Еще в 1914 г. М. Асеев и Г. Петников обнародовали сборник "Литорей", а в 1916 г. В. Хлебников, Г. Петников, М. Асеев и Божидар опубликовали в Харькове манифест "Труба марсиан", пронизанный предчувствием революции, ненависти к "дикому плену войны".

Русские футуристы, как и итальянские, отмежевывались от прошлого, сбрасывали с "парохода современности" Рафаэля и Пушкина, провозглашали себя единственными представителями искусства будущего. Так, русскоязычный поэт из Крыма Г. Петников именовался "председателем Земного шара", принадлежал к организованному В. Хлебникову "Общество 317". Общество ставило перед собой утопическую задачу - усилиями поэтов, художников, ученых, политических деятелей добиться всемирного братства народов, говорить от имени всех честных людей планеты. И уже вскоре Г. Петников от утопических деклараций и призывов окончательно перейдет на позиции поэзии большевизма. Постепенно русский футуризм видоизменялся в запрограммированное им квазиискусство. И все-таки должным к нему авторам удалось раскрыть драматизм личности, которую исторические обстоятельства отчуждают от мировоззренческих, нравственных, эстетических основ бытия и которая неспособна полностью принять новую действительность.

Выражением абсолютного бунта творческой личности художника стал сюрреализм ("надреализм").