Александр Иванович Куприн

Куприн Александр Иванович
Куприн
Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье госслужащего невысокого чина. Отец умер, когда мальчику был всего год, поэтому мать вынуждена была переехать с сыном в Москву и поселиться во Вдовьем доме. С этих пор у Куприна началась "сиротская жизнь без детских радостей, но с огромными обидами и нуждой" (К. Паустовский). С необыкновенной горечью писатель говорил о своем детстве в рассказе "Река жизни". 

Сиротский пансион, военная гимназия, военное училище, полковая служба в чине подпоручика, отставка – такова жизнь будущего писателя до того момента, когда он решил круто изменить ее, чтобы найти тот путь, на котором он мог реализовать свой талант чуткого и восприимчивого человека, умеющего в жизни и людях увидеть то, что дано не каждому. В одном своем письме Куприн описал то время, когда он вышел в отставку. Он объездил все Русские земли, поменял не мало профессий. Он досконально изучил страну, любил жить одним днем с людьми из народа, наблюдать за ними, изучать их язык, их говор. Это о себе он сказал словами журналиста Платонова в неоконченной повести "Яма".

Из произведений Куприна 1890-х годов особое внимание привлекает так называемый "полесский" цикл, созданный на основе впечатлений о жизни на Полесье, где он служил в качестве управляющего имением ("Олеся", "Лесная глушь", "На глухарей", "Серебряный волк", "Конокрады"), а также повесть "Молох" (1896). В ней изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. "Молох" - одна из первых попыток в русской литературе не только изобразить заводской мир, бедственное положение рабочих, но и дать обобщенно-символическую характеристику капитала, который своей ненасытностью и беспощадным отношением к людям напоминает Молох - зловещее финикийское божество, в жертву которому приносились живые люди. В "Молохе" определился и оформился излюбленный купринский тип - интеллигентный правдоискатель (в повести - инженер Бобров), с мучительной остротой воспринимающий трагические контрасты устройства общества.

С таким правдоискателем, подпоручиком Ромашовым, мы встречаемся и в повести "Поединок" (1905), которая принесла Куприну настоящую известность. Эта повесть об армейской жизни, в ее основе - впечатления самого автора, полученные во время службы в армии. Куприн о названии повести говорил, что это его личный "поединок с царской армией", которая "ранит душу, подавляя лучшие порывы в человеке, его волю и ум, унижая достоинство". Куприн вслед за Толстым показывает "диалектику души" своего героя. Тяжело переживая несправедливость и убогость армейской жизни, Ромашов тянется к тому, что могло бы составить ей альтернативу: проникается философствованиями погрязшего в пьянстве Назанского, влюбляется в эгоистичную и расчетливую Шурочку, видя в ней что-то необычное, отличающее ее от других женщин. Герой так и не обрел внутреннего стержня, он погибает молодым на поединке с мужем Шурочки, доверившись ей и думая, что противник выстрелит в воздух. На стороне Ромашова авторские симпатии. Он задумал написать продолжение повести, в котором его герой, выжив, уходит из армии и становится цельной личностью, обретает себя, как Наташа Ростова и Пьер Безухов у Л. Толстого, но этот замысел остался нереализованным.