Что же конкретно было общего или похожего в реализме и романтизме, а в чем заключалось их различие? 


Прежде всего, реализм не отвергал (или не полностью отвергал) находки романтизма. Так как реалисты не смогли бы быть такими убедительными и точными в описание времени и места действия, если бы не находки романтизма. Так, для реалистов (как в свое время для романтиков) принципиально важным было как правдоподобие и точность деталей, так и вероятность "лицо эпохи" в целом. Поэтому характер, поступки и, в конце концов, судьба персонажей в реалистичной литературе, должны были четко обусловлены реальной исторического ситуациею, условиями жизни, происхождением героя и тому подобное. Вот здесь и понадобился реалистам художественный опыт предшественников-романтиков. Ведь когда, например, В. Скотт описывает рыцарский турнир в Ашби, то читатель как бы попадает в средневековье, слышит фырканье лошадей, звон ударов мечей по щитам. То же самое можно сказать и про романтическую повесть Гоголя "Тарас Бульба". Создается впечатление, и В. Скотт, и Гоголь видели все описанное собственными глазами, на самом деле это древняя история, и в определенной степени выдумка.

Кроме того, писателей-реалистов интересовало воспроизведение внутреннего мира персонажа, которого глазом не увидишь. Например, писатель отметил, что герой покраснел или побледнел. Но как побледнеть, так и покраснеть можно из различных причин: от гнева, от страха, от любви. Поэтому французский писатель того времени Стендаль писал: "Гораздо легче красочно описать одежду персонажа, чем рассказать про то, что он чувствует, и заставить его разговаривать".

Следовательно, необходимо было искать новые художественные средства для воспроизведения внутреннего состояния персонажей. Эта задача начали разрешать уже романтики, которые в основном то и делали, что описывали "жизнь духа" своих героев. 

А почему же внутренний мир персонажей так интересовал реалистов? В первую очередь, потому что реалистичная манера толкала к тому, чтобы изображать "Типичных героев в типичных обстоятельствах". Это означает, что поступки героев должны быть оговорены не желанием писателя, а мотивированны внутренней логикой развития самого образа. Это не образ выдуманных сказочных персонажей, которых водят как кукол в театре.

Персонажи реалистической литературы не такие "послушные", они требуют от писателя всестороннего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже "Не слушаются" своего автора!

Казалось бы, кто сможет помешать автору, писать о своем герое то, что он сам хочет? Однако иногда получается не так просто, потому что, чтобы остаться реалистом, надо писать так, чтобы не нарушить логику развития образа. Поэтому Пушкин и написал в одном из писем парадоксальную фразу, которая в свое время наделала шума, что, мол, его Татьяна Ларина "взяла и выскочила замуж". Иначе говоря, он, автор "Евгения Онегина", сначала даже не думал, что вымышленная им героиня женится! Обращаясь к коллегам, об этой особенности реалистической литературы сказал известный российский писатель-реалист, замечательный знаток человеческих душ Л. Толстой: "Живите жизнью созданных персонажей, показывайте в образах их внутренние чувства, и они сделают сами то, что им нужно по их характерам". Недаром его слова вынесены в эпиграф этой главы, ведь это одна из доминант реализма.

Скажем, герой повести Н. Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин был только маленьким винтиком в огромной государственной бюрократической машине Российской империи. Эта машина ломала таких людей, как он. А если они были неимущими и имели мягкий характер, то часто примерно так над ними издевались, как над Баншмачкиным в его конторе. Когда читаешь "Шинель" невольно приходит в голову не позволять себя унижать, как это делал Акакий Акакиевич, как можно не стать на защиту собственного достоинства, то есть "превратиться в червя"? А где же дух Прометея, "дух бунтарства"? Возможно, какой-нибудь романтический герой и поднялся бы на бунт. Однако в реальной жизни все намного сложнее. Сколько таких "Башмачкиных" живет на свете сейчас и сколько их будет завтра. В том-то и заключался гуманизм Гоголя, что проникая вглубь души своего ничем не приметного героя, он ему сочувствует. Писатель, конечно, "отомстил" за этого обездоленного и униженного "маленького человека", но для этого ему пришлось выйти за пределы реализма и вернуться в "фантастику" владения романтизма, где автору можно все, - так возник призрак Акакия Акакиевича, который чем-то напоминает духов с "Рождественской песни в прозе" Диккенса ...

Итак, писатели-реалисты уделяли большое внимание изображению души персонажа, его характера, мотивации поступков, потому что иначе потеряли бы внутреннюю логику развития образов. Вот здесь и понадобились им открытия, и находки романтиков в сфере изучения души персонажей, в частности - ее противоречий.