Зарезанная голубка и фонтан отголоски кубизма 

Стихотворение "Зарезанная голубка и фонтан". Произведение относится к сборнику Каллиграммы. Стихи Мира и Войны (1918). Это одна из самых известных каллиграмм Гийома Аполлинера. В поэзии автор использовал буквы неодинакового размера и разные строчки, что образовало очертания голубки над струями фонтана и символизирует плач по погибшим на войне. Знаменитая голубка П. Пикассо была навеяна именно этим образом Гийома Аполлинера. В стихотворении поэт выразил протест против войны, жестокости и убийств. Он вспоминает об умерших друзьях, тех, кто был рядом с ним и погиб или пропал без вести.

Стихотворение — лирический монолог, который обращен к современникам поэта. Символом скорби является фонтан — это слезы за мертвыми людьми и миром, что потерял мир, покой и нравственные ценности. Произведение построено по принципу антитезы: с одной стороны, жизнь — голубка, фонтан, люди, а с другой — кровь и насилие. Ассоциативная образность, нетрадиционная метафоричность, подчеркнутая экспрессивность, отсутствие синтаксического разделения текста, неоднородность ритма — эти признаки творческого метода художника ярко выраженные в стихотворении.

Аполлинер и кубисты

Гийома Аполлинера привлекали в кубизме, в частности в творчестве Пикассо, простота линий, общий рисунок произведения, непосредственность выразительных средств, экспрессивно действующих на читателя. Кроме того, его интересовало творчество кубистов как своеобразный "орфизм", "лиризм", способные формировать новый мир "из ничего" - благодаря лишь творческому акту. Поэт ищет новые формы в литературе. Увлечение авангардной живописью дало импульс к его смелым экспериментам в языке, литературных жанрах, стиле и тому подобное. Однако произведения Гийома Аполлинера (кстати, как и Пикассо) не принадлежат только к кубизму или любому другому течению. Его поэтическое новаторство было гораздо шире и многограннее как может показаться на первый взгляд.