Анализ пьесы Бернард Шоу "Пигмалион"

В основе пьесы Бернарда Шоу лежит греческий миф о скульпторе Пигмалеоне и Галатее. Безумно влюблённый в свое творение, он попросил Афродиту, богиню любви, оживить статую.

В самой пьесе, естественно, ничего подобного мистического нет. В центре сюжета социальный конфликт, так как главные герои из разных сословий. Элиза Дулитл – молодая, весёлая, бойкая девушка, которая зарабатывает себе на жизнь продажей цветов. Её прототипом выступает циничный, грубый, но обеспеченный профессор фонетики Генри Хиггинс.

И если бы не пари профессора с его другом полковником Пикерингом, что сумеет из цветочницы сделать герцогиню, то, вероятнее всего, их судьбы никогда бы не пересеклись. Но в этом и есть весь автор.

Изначально может показаться, что "Пигмалионом" выступает сам Хиггинс. Ведь именно его заслуга, что за шесть месяцев он "вытесал" из малограмотной простушки настоящую утончённую леди. И он проявляет к ней некий интерес, симпатию, ревность и грубость одновременно. Но это лишь поверхностное мнение. Мне кажется, что истинным "скульптором" может выступать и сама Элиза. Потому что, будучи простой девушкой без возможностей и образования, имея лишь мечту – научиться, лучше говорить, сумела много достичь. Она приложила немало усилий, что бы изменить свою речь. Выучилась культурным манерам и умению вести светские беседы. Научилась носить одежду, как полагается герцогине. И, к тому же, она смогла измениться не только внешне, но и внутренне.

Как представитель социально-философского направления в литературе и приверженцем идеи, что никто ни от кого зависеть не должен, что нужно и можно обеспечивать себя, что бедные и богатые отличаются друг от друга только одеждой и возможностью выучить манеры, он это вкладывает и в уста мисс Дулитл. Особенно ярко этот конфликт чувствуется в момент, когда главная героиня осознает, что не знает, как поступить и что ей делать дальше. Она не может вернуться продавать цветы, так как она получила образование, но и оставаться в роли "герцогини" у нее нет финансовой возможности. У нее единственный выход – стать содержанкой. Но…она находит совершенно другой выход. Она осознаёт, что именно полученные знания уравнивают её с профессором, что она сама может составить ему конкуренцию.

Если вспомнить, что пьеса написана в начале XX века, и в основе ее лежит миф о любви создателя к своему творению, то можно предположить, что "Пигмалионом" вполне мог выступать и сам Б. Шоу. Ведь он создал идеальную, в историческом аспекте, женщину, которая смогла пробиться из "низов" наверх при помощи собственных усилий. Она сумела стать личностью. Думаю, что если бы автор пьесы мог, то попросил бы Афродиту оживить его идеальную Елизу-Галатею.