Анализ, проблематика и образы героев в комедии Недоросль

Для самого автора - это идея просвещенного человека. Фонвизин понимал, что в российском обществе нет должного стремлении к образованию: богатые тщеславны и ленивы, бедные делают карьеру за счет лести и умения угодить начальству. Поэтому главным героем он сделал недоросля Митрофана, имя которого в переводе с греческого означает "подобный матери".

В те времена слово "недоросль" еще не употреблялось в ироничной интонации. Так называли юношу от 16 до 21 года, которому следовало учиться, чтобы затем поступить на государственную службу и принести пользу своему Отечеству. По сути, Митрофан - это будущее Российского государства. Автору хотелось на его примере преподать урок другим, уберечь от глупости и невежества.

Однако, как ни удивительно, но положительные персонажи, будь то Стародум, Софьи, Милон или Правдин, не находят у нас такого эмоционального отклика, как герои отрицательные. В определенные моменты они вызывают у читателя какие-то чувства: мы смеемся над глупой непосредственностью Митрофана, невежеством его учителей, любовью Скотинина к свиньям, которых он ставит выше рода человеческого, но это не только злой смех, но и добродушная усмешка. Именно у них проступают противоречия самой человеческой натуры, которые позволяют нам увидеть за литературными типами живых людей. Исследователь М. Качурин отмечает: "Ведь Фонвизин дает нам возможность вообразить Митрофана на крыше - бросающего в небо турманов (голубей), орущего, свистящего, наверное - размахивающего новым кафтаном." В общем, Митрофана не стоит представлять себе просто болваном-обжорой. Он весьма хорошая смекалка, и он всегда думает о своей пользе.

Простакову, высокомерную и грозную хозяйку имения, в финале нам даже в чем-то жаль. Поскольку все в своей жизни она делает ради сына, которому оказалась не нужна. Он предает ее при всех, и перед нами разыгрывается материнская трагедия. 

Автор делает своих героев не только носителями пороков. Он видит в них и хорошее, которое в силу ряда причин уступило место дурному, но не погибло окончательно. На их фоне положительные герои выглядят неживыми статистами. Каждый из них лишен внутренних противоречий и выступает живым воплощением одной из добродетелей. Насколько интересен такой персонаж, вы, как читатели, можете судить сами. Однако именно такие герои в своей единственной положительной черте и являются представителями эпохи классицизма, да и вообщем плане Недоросль это комедия классицизма.

Еще один важный момент - отрицательных героев можно без особого труда найти в обычной жизни, тогда как тот же Правдин - это всего лишь идеальный в своей справедливости и неукоснительном соблюдении законов образ чиновника. Даже в фамилиях и именах первых больше русского и понятного сразу. Сравним: Простакова, Скотинин, Вральман и Милон, Софья, Стародум.

Именно в изображении отрицательных персонажей комедии Фонвизин сделал один Шаг от литературных типов к противоречивым человеческим характерам. Сделал шаг, но не сумел дойти. Однако и здесь он в русской литературе один из первых. Вместе с тем образ Митрофана, неуча и лодыря, занял свое место среди "вечных" образов русской литературы.