Сочинение на тему: Такая невыносимая печаль-ведущие настроения и мотивы лирики Поля Верлена

Переход от изображения личных переживаний к осознанию общего человеческого состояния среди пространства и времени, к философскому осмыслению нравственных истин и мира, стал заметным в более зрелом творчестве Поля Верлена. В это время ведущими мотивами и настроениями его лирики стали невыносимая грусть и трагичность. Этими мотивами были полны поэтические сборники Поля Верлена "счастье", "когда-то недавно", "мудрость" и другие. Его лирический герой испытывал большие перемены в своей душе, которая, пройдя по пути разочарований и страданий, стала совсем другой, стремившейся познать смысл бытия и понять саму себя.

Своеобразной визитной карточкой Поля Верлена в России стало его знаменитое стихотворение «Осенняя песня» из поэтического сборника «Poèmes saturniens» - яркий пример естественного сочетания эмоций и звукового ряда. В этой поэзии автор обращался к осени, однако в тексте примет осени очень мало. У Верлена воедино слился пейзаж души и пейзаж осени. Поэтому непосредственно осень была лишь символом склона жизни, его близкого конца, за которым ждало лишь небытие. Осень в стихотворении Верлен использовал в переносном значении – в смысле неустроенности, одиночества, холода, грусти и тоски.

По мнению Верлена, человек, его настроения и чувства менялись так же, как и поры года. Осень для него была временем переосмысления прожитого и подготовки к тому, что ждет в будущей жизни, до чего-то неизвестного, неизведанного, нового. Поэт был уверен, что человек, который чувствует свой близкий конец, или который просто оказался на склоне жизни, живет больше воспоминаниями, чем действительностью.

Основной эмоциональный фон большинства произведений Поля Верлена создавали мелодии, которые неслись из каждой поэтической строки. Они были медленными и однообразными, унылыми и немного тревожными. Эти мелодии отображали состояние лирического героя и одновременно состояние природы. Он то погружался в детские воспоминания, то оказывался один на один со своей печалью. Например, та же "Осенняя песня" ассоциировалась у автора с известным фразеологизмом "осень души". Поэтому в стихе душа лирического героя, которая была полностью подвластной роковой судьбе, стала мертвым листом осеннего листопада.

Почти в каждом стихотворении Поля Верлена менялось настроение и мелодия, почти в каждом были нарушены границы между субъективным и объективным пространством, между прошлым, настоящим и будущим временем. Главным для Поля Верлена было взволновать читателей мелодией своих стихов, создать настроение и впечатление, вызвать соответствующие ассоциации, что ему очень хорошо удавалось.