"Превращение" история создания повести Франца Кафки

История создания "Превращения". 17 ноября 1912 г., в воскресенье, страховой агент Ф. Кафка лежал в кровати и вдруг представил себе такую картину: он, беспомощный, лежит, будто насекомое с многими маленькими лапками, и не может встать. В письме к Ф. Бауэр того же дня Ф. Кафка отметил, что ему «еще сегодня нужно записать маленькую историю, которая меня преследует».

В том году произошло несколько страшных катастроф. 15 апреля 1912 г. утонул пассажирский корабль «Титаник», более 1500 человек, которые были на нем, погибли. В октябре 1912 г. началась первая Балканская война, которая стала началом глобальных конфликтов между странами Европы и предшествовала Первой мировой войне. Напряжение в обществе росло. А Ф. Кафка в это время исполнял обязанности мелкого чиновника по страхованию и занимался литературным творчеством. "Для меня это была страшная двойная жизнь, выход из которой — безумие", - писал он.

В рассказе «Превращение» нет прямого изображения исторических событий, однако автор в символической форме воспроизвел общее ощущение беспокойства, непредсказуемости судьбы, отчуждения и беззащитности человека, который оказался в сложном лабиринте жизни.

Метафора ужасной жизни. Ф. Кафка в произведениях изобразил особый художественный мир — абсурдный, ужасный и непонятный. Все, что происходит в нем, не имеет логического объяснения, но дает возможность почувствовать нарушение духовных связей, разрушение морали, наступление хаоса и страха. Рассказ «Превращение» — яркий пример метафорического миропонимания художника. За основу произведения взято фантастическое превращение коммивояжера Грегора Замзы на устрашающее насекомое. Однажды утром, пробудившись, он увидел, что неожиданно превратился в многоножку. Постепенно герой теряет человеческие качества, способность разговаривать, все больше становится ужасным чудовищем, которое пугает его родных — отца, мать, сестру. Они и раньше не проявляли к нему внимания, а теперь еще больше отстраняются от него, им трудно удерживать его. В конце концов, Замза-насекомое умирает, освобождая семью от забот. 

На первый взгляд, в рассказе используется фантастика, но Ф. Кафка был против того, чтобы это произведение воспринимали как фантастическое. «Превращение» — это своеобразная метафора мира и духовных процессов, которые писатель пытался воссоздать в такой необычный способ. Главное в рассказе — не сам процесс перевоплощения, а то, как к этому относятся люди. Прежде всего поражает то, что Грегор Замза, почувствовав физические изменения, не удивляется и даже не пугается. Его волнует только то, что он не сможет вовремя выйти на работу. Родные поначалу были обеспокоены состоянием Грегора, но быстро забывают о том, что он — их сын и брат — удерживал их на протяжении многих лет. Они отстраняются от него, не переживают его возникшими проблемами. Поверенный из фирмы, где работал Грегор, тоже взволнованный тем, что «потерянное» работнику надо быстро найти замену.

Гипертрофированное «Я» героя с особой эмоциональностью воспринимает все вокруг. Замза-насекомое сначала надеялся, что кто-то поинтересуется, как он ест, удобно ли ему, но затем он покорно берет на себя роль узника, стараясь не причинять лишних хлопот семье. В этом плане уродливое насекомое оказывается человечнее людей.