Схема-план анализа лирического произведения для старших классов и студентов

1. Реально-биографический и фактический комментарий. История написания и издания произведения.

2. Интерпретация «идейного» содержания:

  • определить и охарактеризовать ведущий мотив,
  • вспомогательные мотивы,
  • указать на доминирующий пафос (эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихе), другие формы пафоса.

3. Характеристика «художественного мира», определить и охарактеризовать ключевые образы произведения, распределив их по группам:

  • лирический герой, персонажи, охарактеризуйте формы присутствия автора-рассказчика»,
  • пейзажи,
  • вещи,
  • эмоции,
  • абстрактные понятия.

4. Характеристика стихотворной композиции»:

  • специфика образно-тематической композиции произведения, определить ее тип (сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству; по контрасту; по смежности; по ассоциативной связью; развитие и трансформация центрального образа; логическое размышление), охарактеризуйте элементы «внешней» композиции: 1) название произведения (что оно определяет: жанр, тема, главный тематический образ, обстоятельства, без которых смысл произведения может быть не совсем понятным); 2) охарактеризуйте эпиграф и посвящение (если они есть), 3) определите характер зачина (какова его роль в подготовке читателя к восприятию сложной специфической информации произведения); 4) своеобразие окончание стиха, y определите, какие композиционные приемы использует писатель (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), охарактеризуйте их.

5. Анализ лирического “сюжета”; если можно – определите этапы его развития:

  • выходной момент в развитии чувства; 
  • развитие чувства;
  • кульминация (возможна);
  • резюме, или авторское заключение.

6. Охарактеризуйте собственную стихотворную композицию:

  • стихи рифмованный или нерифмованный, охарактеризуйте рифмы,
  • стих строфический не строфический, определите вид строфы,
  • определите способ рифмовки.
  • систему стихосложения,
  • вид стопы,
  • размер стишка и т. д.

7. Проанализируйте языковые средства, которые способствуют эмоциональному наслаждению произведения:

  • Фоника: ассонанс, аллитерация, звукоподражание и т. д,
  • лексика: нейтральная, пониженная и возвышенная; устаревшая лексика (архаизмы, историзмы), неологизмы; паронимы, омонимы, антонимы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, арготизмы и т. д.
  • тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, эвфемизм, перифраз, гипербола, литота, аллегория, символ, антономазия и др.;
  • синтаксические фигуры: параллелизм; эпифора, анафора, кольцо, плеоназм, тавтология, полисиндетон, асиндетон, эллипсис, градация, риторический вопрос, риторическое обращение, риторический возглас, риторический оклик, риторическое отрицание, амплификация, инверсия, антитеза.

8. Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения с учетом:

  • системы исторически сложившихся жанров лирики (песня, гимн, дифирамб, послание, идиллия, эпиграмма, лирический портрет и т. д), а также традиционного тематического разделения на пейзажную, интимную, религиозную, медитативную, гражданскую лирику и тому подобное.

9. Итог:

  • Особенности рецепции произведения. Оценки критиков и литературоведов. Место произведения в активе писателя, в русской поэзии указанного периода.