Сочинение на тему: Моральная ответственность человека за свои поступки в романе "Мастер и Маргарита"

Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" три раза. Первое прочтение, как, наверное, и у большинства читателей, вызвало недоумение и много вопросов, да и не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книге? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред...

Через какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые он предоставил делать читателям. Второе прочтение было приятнее — чисто с эстетической точки зрения. Хороший язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно "ввернуть" в разговоре. Позже роман читался уже "одним духом", за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься...
Над чем же? О чем?

Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, которые молятся и постятся, зная наизусть Евангелие, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде образ Робина Гуда или Добрыни Никитича?

В этом плане роман "Мастер и Маргарита" дает человеку, который сомневается и пытается логически мыслить, уникальную возможность путешествия во времени, участия в событиях древнейших христианских текстов, проникновение в мысли самого Понтия Пилата и даже — нахождения в одном времени-пространстве с самим Сыном Божьим.

Всего, что касается чувств, гаммы эмоций, связанных с жизнью и творчеством людей, не расскажешь в данном произведении. Здесь, пожалуй, нужна целая диссертация. Об этом, как и о невозможности постичь "истину" Мастер вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей.

О таланте, его хрупкость, нежность, болезненность, об ответственности за свои поступки, обо всем этом думаешь, читая "Мастера и Маргариту". Как важно для каждого Мастера найти свою Музу! Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать уязвимого творческого человека от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без "тыла" почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно.

М. А. Булгаков был, как известно из большинства его произведений, самым прекрасным карикатуристом, сатириком, высмеивал медленно, очень осторожно и разумно, поскольку мешали цензура, порядки и обычаи своего времени. В "Мастере и Маргарите" также без подобных моментов не обошлось. Чего стоят спектакли в театре Варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками "из Парижа", готовы остаться без подштанников! А как они за деньгами прыгали! И много еще примеров привести можно.

Думаю, я в дальнейшем еще не раз вернусь к этому роману, перечитаю и открою для себя "новые горизонты". Но уже сейчас я поняла, что каждый человек должен отвечать за свои поступки, причем не только перед судом человеческим, но и перед судом совести и судом Божьим.