Анализ сборника Шарля Бодлера "Цветы зла"

Автор: Шарль Бодлер

Литературный род: лирика

Жанр: сборник стихов

Стиль: символизм

Посвящение: Теофилю Готье

Ведущий мотив сборника: трагическая несовместимость действительности и идеала.

Ведущая тема:
отношения Поэта и Толпы.

Лирический герой:
сочетание животного и человеческого, телесного и духовного, того, что идет от Бога и того, что идет от Сатаны.

Композиция: посвящение, вступление и 6 циклов - "Сплин и идеал", "Парижские картины", "Вино", "Цветы зла", "Бунт", "Смерть".

Символизм названия сборника "Цветы зла":
  • - эпатаж аудитории: цветы, которые означают самое светлое в жизни человека, были связаны со злом;
  • - передача мироощущения лирического героя: поскольку ад это зло, то там могут вырасти только цветы зла;
  • - название сборника многозначительная: "цветы зла", "цветы боли", "цветы болезни".
Название сборника - это парадокс, ведь в нем противопоставлены идеалы и надежды безнадежности и отчаяния.


Творческая история сборника

1 июня 1855 года - 18 стихотворений из будущей сборки впервые появились на страницах журнала "Ла Ревю де Дё Монд". В 1855 году во французской газете "Фигаро" появилась негативная статья на стихи из сборника "Цветы зла". 1857 году - "Цветы зла" опубликованы отдельным изданием. 20 августа 1857 года Парижский суд зачитал обвинительный приговор Бодлеру, согласно которому Бодлер и издатель "Цветов зла" Пуле Маласси должны заплатить штраф. Также из сборника изымалось 6 стихотворений: "Лета", "Драгоценности", "Метаморфозы вампира", "Слишком веселый", "Проклятые женщины" и "Лесбос". 6 мая 1866 г. трибунал г. Лилля заочно оштрафовал Бодлера на 500 франков и осудил его на месяц заключения.

Внимание! Бодлер подчеркивал, что "Цветы зла" - это цельное произведение, которое нужно читать в порядке, который он определил.