В своём романе М. Булгаков наделил своего персонажа неоднозначными, иногда противоречивыми, качествами. Он одновременно выступает и как дух зла, и как сила, которая карает за зло. Он беспристрастный наблюдатель, и в тоже время, ему интересно, изменились ли люди. Он щедро одаривает подарками, но только свою свиту, или тех, кто ему интересен. Он философ, который с лёгкостью дискутирует на религиозные и эзотерические темы. Но, в тоже время, пренебрежительно относиться к софистам и их мировоззрению. Для него правильным есть дуализм, и Булгаков не раз вкладывал в уста своего персонажа подобные философские изречения. Воланд с интересом рассуждает о новом веянье в советской России - атеизме. И всеми силами пытается разъяснить, что это абсурдно, ибо он и есть доказательством того, что Бог и Дьявол существует.

По своему типажу, Воланд скорее похож на Мефистофеля из "Фауста" Гёте, чем на библейского Сатану. Вот только внешний вид у них разный. Мефистофель имеет яркий средневековый костюм: красное трико и плащ. На голове - остроухая шляпа. Незаменимым атрибутом внешности является бородка-эспаньолка. Воланд же, предстает перед нами сорокалетним брюнетом в дорогом сером костюме на заграничный манер. Высокого роста. С разными глазами, черного и зелёного цветов. В его руках трость с набалдашником, в виде головы черного пуделя. В дальнейшем, трость сменится на шпагу.

В отличие от своего библейского прототипа, Булгаковский Воланд не является змеем-искусителем. Во-первых, он ничего не делает сам, у него для этого есть свита - Бегемот и Коровьев. А во-вторых, он не заставляет людей делать что-то помимо их воли. Он лишь создаёт условия, при которых люди сами раскрывают свою сущность. Ярким примером является вечера магии в "Варьете".

"…Ничего и никогда не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и все сами дадут!" - пожалуй, это самое сильное изречение Воланда, которое, лучше всего раскрывает его, как знатока человеческих душ и пороков, надежд и скрытых желаний. А как иначе, ведь он Властелин теней.