Импрессионизм в творчестве Золя

Примерно тогда же во Франции возник импрессионизм - художественный стиль, основанный на описании впечатлений ("импрессии") какой-то момент жизни со всеми ее вытекающими звуками, цветами и ощущениями (название "импрессионизм" возникло в живописи, и сначала воспринималась как некая негативная оценка этого явления). Эмиль Золя увлекался идеями художественного импрессионизма, очень схожими с его личными творческими направлениями. Так, в романе "Чрево Парижа" Центральный рынок столицы Франции описан в явной импрессионистической манере. Главный герой данного романа Флоран въехал в Париж на тележке, нагруженной овощами, свежий запах которых, сопровождает его от первых страниц произведения.

Попутно отметим, что детализированные описания в произведениях Золя сочетаются определенно с глубокими символическими обобщениями. Недаром же роман "Чрево Парижа" называли метафорой сытого и спокойного буржуазного образа жизни. Перед голодным Клодом Флораном Центральный рынок выступает как гигантское брюхо столицы Франции, которое переваривает несметные запасы пищи, источник жизни сытой и самодовольного города, как гладкий буржуа: "Клод ... ругал Толстых, говоря, что они победили. Вокруг него были одни Толстые, - с круглыми животами; почти щелкая от здоровья, они приветствовали новый день замечательного пищеварения... Полосы сала и половины свиных туш, подвешенные на мраморных стенах, дополняли картину, выставляя живот, победное брюхо". Ключевыми в нем отрывке есть слова, связанные с едой и насыщением "брюхо", "толстый", "пищеварение", "сало", "свиная туша". Не случайно Мопассан назвал этот роман "симфонией сыров", заявив, что "данная книга пропитана запахом рыбы, которую везет в порт рыбацкая лодка, веет от нее свежестью овощей и тяжким дыханием прелой земли". Маленький парадокс: сам Золя знал вкусностей и был довольно-таки упитанным, чем многие современники, увидев его впервые, удивлялись, ведь представляли автора подобных строк как некоего желчного аскета.

Импрессионизм Эмиля Золи стал одушевлением к его развитию в Европе. Его работы в этом направлении были отмечены многими его современниками, да и читатели были восторге. Родоначальником импрессионизма принято считать Эдуард Мане, французского живописца, который старший от Золи всего на восемь лет. Но с уверенностью можно назвать Эмиля Золю одним из родоначальников импрессионизма поэтического.