Биография

Мольер (Поклен) Жан Батист 

15.01.1622 - 17.02.1673 гг.


Мольер - это псевдоним великого французского драматурга. Настоящее его имя - Жан Батист Поклен. Он родился 15 января 1622 года в Париже в семье потомственных обойщиков. Мастерами по обивке ткани были оба деда будущего комедиографа и его отец, Жан Поклен-старший. Родители имели собственный дом в бойком торгово-ремесленном квартале. Жан Поклен-старший купил должность королевского обойщика и камердинера короля, что обеспечивало ему неплохие доходы и возможность устроить будущее детей. Когда Жану Поклену-младшему исполнилось 15 лет, отец добился от короля разрешения назначить сына своим преемником. Но, вероятно, не о карьере обойщика для сына заботился отец, когда отдал его несколькими годами раньше в Клермонский коллеж - это лучшее учебное заведение Парижа того время. После завершения обучения в нем Жан Батист Поклен получил диплом о юридическом образовании и даже несколько раз выступал в суде в качестве адвоката. Но его не привлекали ни карьера адвоката, ни возвращение к профессии обойщика. Поклена-младшего манил к себе театр. В двадцать один год он отказывается от своих прав на отцовскую должность, забирает свою часть материнского наследства и полностью отдаётся своей безоглядной страсти.

Жан Батист собирает вокруг себя нескольких таких же молодых и не очень опытных актёров и открывает свой театр, который называет помпезно - Блистательным. Играются в нём в основном трагедии. Именно в это время писатель и выбирает себе псевдоним - Мольер.

Театр существует недолго - около полутора лет: конкуренции с профессиональными парижскими театрами он выдержать не может. Мольер понимает, что успеха надо добиваться иначе - и находит решение: попытать счастья в провинции, играть не трагедию, а комедию, фарс. Он ищет поддержку публики и находит её. Комедийные постановки мольеровской труппы очень скоро выводят её в первый ряд среди провинциальных театров.

В 1658 году Мольер со своей труппой предпринимает новую попытку завоевать Париж. Возвращение в столицу на этот раз приносит успех. Мольер заручается поддержкой брата короля, Месье; он даже добился того, что теперь его театр называется "Труппа Месье", а король позволяет ей выступать в своей резиденции - в Лувре. Дело в том, что двадцатилетнему Людовику ХІV очень понравился мольеровский фарс "Влюблённый доктор" (пьеса до наших дней не дошла, но воспоминания о ней и о реакции короля сохранились). Благосклонность изысканной публики Мольер получает за свои пьесы "Шалый, или всё невпопад" и "Любовная досада". Считается, что этот успех в большей мере связан с актёрским мастерством Мольера, нежели с совершенством его первых литературных опытов.
Вскоре приходит и драматургический успех. Он вызван постановкой пьесы "Урок мужьям", где действует персонаж, ранее уже появлявшийся в комедиях Мольера, - Сганарель. В других пьесах герой получит новые имена (Арнольф в "Уроках жёнам", Арган в "Мнимом больном"), но между этими персонажами будет существовать явная связь. Герои Мольера никак не умеют и не хотят видеть истинную суть вещей, они находятся во власти заблуждений, самодовольны и при этом подозрительны. Они не хотят быть как все, не принимают во внимание чужое мнение о себе, их не волнует жизнь вокруг, вне их личности и их дома. Они далеки от правил вежливости и приличий и потому очень часто попадают в нелепые положения. Они не замечают неискренности своих возлюбленных, их легко морочат жены. Главная тема первых сочинений Мольера - отношение с женщиной и к женщине.

Исключительно тяжёлым эмоционально и психологически был для Мольера 1672 год - умирают его друзья: актриса Мадлена Бежар и философ Ламот ле Вайе. Однако самая тяжёлая утрата этого периода - смерть маленького сына Пьера.

В этом же году обострилась и стала необычайно тяжело протекать застарелая болезнь лёгких. К концу года положение усугубилось и казалось почти безнадёжным. Но Мольер не сдавался, не терял оптимизма и продолжал работать. В последние 29 месяцы жизни он написал и поставил на сцене комедию «Мнимый больной». Она стала его лебединой песней. В ней драматург и актёр сыграл свою последнюю роль. «Жизненный парадокс состоял в том, что смертельно больной Мольер с уничтожающим смехом, с громадным комедийным темпераментом рассказывал о мнимом больном, о его зоологическом эгоизме, о медицинской науке и её фальсификаторах. Упадок физических сил, тяжёлые душевные переживания нисколько не сказались на этой пьесе, поражающей совершенным писательским мастерством, богатством и мощью художественно-выразительных средств», - напишет об этом советский исследователь творчества Мольера И.Д. Гликман.

Мольер находился на сцене до конца своего последнего спектакля. Едва опустился занавес - и его на носилках перенесли за кулисы, а затем доставили домой. Жить ему оставалось несколько часов. Началась агония, после которой писатель скончался. Это было 17 февраля 1673 года.

Официальный Париж этой смерти словно и не заметил - не последовало никаких откликов, некрологов в газетах. Католическая церковь не прощала покойному весёлого лицедейства и забвеньем мстила драматургу. Она нашла даже «благовидный» официальный предлог не афишировать дату смерти - Мольер на смертном одре так и не отрёкся от своей профессии. Не помогло даже заступничество Людовика ХІV который просил архиепископа смягчить позицию. Тот был непреклонен: Мольера повелели похоронить поздно вечером 21 февраля незаметно, тихо, без торжеств и как самоубийцу - за церковной оградой. Но всё равно за гробом покойного шло достаточно много людей, почитавших великого драматурга.

Слава Мольера не угасает и в наши дни. Его наследие - гордость Франции и достояние мировой культуры.