Ошибки и прозрения Жюльена Сореля

Главный герой романа Стендаля "Красное и черное" в течение произведения не только взрослеет, но и эволюционирует. Главным образом это происходит благодаря урокам, которые преподносит ему жизнь. Поэтому, с еще зеленого и на удивление амбициозного юноши в начале рассказа, Жульен превращается в зрелого, понимающего жизнь мужчину в конце романа.

Свое первое и самое существенное ошибку господин Сорель сделал фактически в своей голове, но она повлияла на всю его реальную жизнь. Вступив в доме семейства де Реналь в качестве гувернера детей, он твердо решил дальше подниматься по карьерной лестнице. Чрезмерное честолюбие сыграет с ним потом плохую игру. Но сейчас церковная карьера, воинские должности, салонные встречи высочайших кругов общественной элиты захватили мысли Жульена, и он с легким сердцем уезжает в Безансон с маленького Верьера в поисках лучшей жизни. Это влечет за собой другую ошибку Сореля — его временное безразличие к прекрасной госпоже де Реналь. Во время пребывания в Безансоне и Париже он не слишком часто вспоминает эту женщину, но прозрение придет к нему позже.

Такие личные ошибки отдельного индивидуума непосредственно связаны с глобальной проблемой человечества не только тех времен, 19 века, но и всех эпох истории, — лицемерием. Именно пропитано фальшивостью общество заставляло вновь прибывших молодых людей играть в их игру, чтобы выжить. И, что интересно, такие реалии характерны, прежде всего, для высшего мира, который должен быть высоконравственным и принципиальным, а не для плебейско-бедняцких кругов аутсайдеров социума. Так называемая элита прикидывалась сама и заставляла других изображать из себя непонятно кого. Возможно, именно эти волки в овечьей шкуре виноваты в неправильном распределении ценностей в уязвимом сердце молодого провинциала Жюльена.

Под влиянием таких обстоятельств господин Сорель ошибается снова. Уже в Париже, после его вступления на должность секретаря у маркиза де Ла-Моля, у него с дочерью маркиза, Матильдой де Ла-Моль, развиваются отношения. Но общество, принимая во внимание, прежде всего его происхождение, ждет от него двойной игры. И Жюльен настолько входит в свою роль бесстыдного альфонса, что сам путается, где же его настоящие чувства, а где всего лишь имитация. Он видит, как сильно любит его Матильда, но не может ничего поделать. Он не знает, любит ее и должен отвечать взаимностью, или нет и должен изображать взаимность. Такая сложная ситуация накаляется еще сильнее, когда накануне свадьбы Жульена с маркизой и его официального вхождения в высший мир, господину де Ла-Молю приходит анонимное письмо с подробным описанием жизни Сореля в Верьере, а именно его отношений с замужней госпожой де Реналь. Подозрение сразу же падает на последнее, ведь лишь она знала такие подробности. В состоянии аффекта Жульен решает ее убить, покупает пистолеты и едет к церкви, где должна быть госпожа де Реналь. В полусознательном состоянии он нажимает на курок и падает, без сознания и обессиленный. Находясь в тюрьме, неудачный убийца думает, что убил госпожу де Реналь, наказывает себя за такие действия, считает самой большой ошибкой жизни. И именно такое тяжелое эмоциональное состояние героя, наконец, приводит его к прозрению: вся его жизнь была пустым, преисполненным тщеславия и дешевых потуг на существование, а единственное, что было в нем настоящим — это любовь к госпоже де Реналь. Жюльен понимает, что эта женщина — прекрасная, она становится для него богиней на земле. Ее спасительная любовь сопровождала его всю жизнь, и она будет с ним до смерти. И когда Сорель узнает, что его возлюбленная жива и даже приходит к нему в тюрьму, оба не смыслят себя от счастья.

Итак, несмотря на все ошибки, которые Жюльен Сорель совершил в течение своей не такой уж долгой жизни, он умер улыбающимся и спокойным благодаря своему прозрению. Ему открылась простая истина: любовь все лечит. И этот великий секрет жизни открывается и читателю: ошибки всегда приводят к прозрению. И важно не, сколько Вы их сделали или не сделали, важно — чего Вы благодаря им научились.