Достоянием средневековой культуры является рыцарская лирика. Изначально, в ней описывались великие подвиги рыцарей, их победы, то, насколько они преданы своему сюзерену, как, например, в "Песне о Ролане". Позже, воспеваются человеческие добродетели, такие как честь, доблесть. Создаётся некий идеал, на которого надобно равняется. Поборник морали, храбрый воин, который без страха и упрёка побеждает зло, защищая слабых и беззащитных. Он добрый, честный, вежливый и обходительный с противоположным полом, как например, в романах о "Короле Артуре и рыцарях Круглого стола". 

Со временем, требования к рыцарству возросли. Уже мало быть хорошим и благородным воином, нужно было иметь умение скрасить общество прекрасной дамы. Для этого рыцари учились музицировать, читали много литературы. Всё это поспособствовало возникновению культа "Прекрасной Дамы", ради которой, или с её именем на устах, рыцарь совершал подвиги. Ярким примером такого рыцарства во имя прекрасной леди, было изображено в "Айвенго" В. Скотта и ироническом произведении М. Сервантеса "Дон Кихот"

Но для того, что бы оставить образ прекрасной дамы и след о своих подвигах в истории, многие прибегали к помощи поэтов. И таких поэтов, которые могут словом нарисовать портрет "Прекрасной Дамы" и называются трубадурами. Они соперничали между собой, пытаясь достичь совершенства мастерства и оригинальности, усердно трудились над метрикой, строфой, рифмой и мелодией. 

Центральной темой в трубадурской лирике занимает тема любви. Любовь воспринимается поэтами как самое высокое благо, а способность любить – как обязательный показчик душевного совершенства и великой доблести. Настоящей любовью, по их мнению, может быть только "высокие" чувства, столь нежные, как крылышко бабочки, и столь же тонкие и теплые, как легкий весенний лучик солнца. Часто трубадуры воспевали неразделённую любовь к недосягаемой дамы сердца. Самыми знаменитыми трубадурами были Джауфре Рюдель и Бертран де Борн. 

Совсем иной была поэзия вагантов - бродячих монахов, школьников, студентов. Весёлые, жизнерадостные сторонники Бахуса и Венеры часто писали в сатирической манере. Оно были приверженцами радости и свободы, частой смены места жительства. Свой образ жизни они противостояли образу жизни простого человека, подчинённого правилам и законам вездесущей средневековой Церкви. Далёкое от церковного аскетизма, их творчество пользовалось очень широкой популярностью. 

Такие разные, но такие нужные ветви лирической литературы, способствовали не только удовлетворению некой внутренней эстетики, но и положили начало многообразию форм и образов литературы в дальнейшем.