Возвращение Лермонтова в столицу, период его жизни между ссылками

Поэт вернулся в столицу 1838 году. Жизнь вошла в прежнее русло. Служба в привилегированном полку особых хлопот Лермонтову не доставляла. Кавказский период открыл перед ним двери литературных салонов. Он хорошо принят друзьями А. Пушкина В. Жуковским, П. Вяземским, А. Тургеневым, читает им свое "Бородино". Важную роль в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова сыграло знакомство с А. Краевским - издателем журнала "Отечественные записки". М. Лермонтов становится известным писателем, которого охотно публикуют толстые журналы.

В первый год пребывания в столице при содействии В. Жуковского М. Лермонтов публикует в "Современнике" поэму "Тамбовская казначейша", а в "Отечественных записках" - "Песню про купца Калашникова", которая по своему жанру является романтической балладой. Таким образом, автор показал, что его творческие возможности при выборе тем и характеров значительно шире кавказской темы. И все же именно она стала основой поэмы "Демон" и романа "Герой нашего времени". В этих значительных произведениях Лермонтов по-разному решает проблему исключительной личности: в поэме - в романтических традициях, в романе - на основе реалистического метода. В лермонтовском творчестве взаимодействовали две традиции, два взгляда на мир и человека: одну тему или образ он мог рассматривать как через призму романтизма, так и реализма.

В июле 1838 г. произошла встреча Лермонтова с Варварой Лопухиной. Чувство полузабытое ними вспыхнуло с новой страстью. Поэт посвятил ей шестую редакцию своей поэмы "демон", как и когда-то в прошлом начальный его вариант.

Данное произведение можно с уверенностью назвать вершиной "высокого" романтизма в поэзии русской литературы и трудом всей жизни Лермонтова. Еще в 9 лет он задумал эту поэму, а к концу жизненного пути создал 7 ее редакций. Романтический образ Демона - обладатель вселенского зла – притягивал к себе поэта. Однако он по-новому взглянул на широко известный в литературе образ. Лермонтов увидел в Демоне страдающую душу, которая жаждет только любви. Его любовь к Тамаре – это искупление перед Богом и попытка уйти от вечного одиночества.

Внутренняя трагедия Демона в том, что он создан как источник и носитель зла. Искренняя любовь Демона разбивается о предназначение, намеченное ему Богом-отцом: поцелуй любви становится для Тамары поцелуем смерти. Законы мироздания оказались сильнее желания гордой личности переродиться.

В редакции, посвященной Варваре, Тамара умирает и становится беззащитной жертвой Демона. Но в окончательном варианте поэмы ее невинную душу ангел забирает на небо. И это еще больше уязвляет гордую и сильную личность. Поскольку его проклятая душа не может приблизиться к воротам рая. Демон обречен, быть вечным скитальцем во Вселенной, призирать этот мир и его Создателя и искать ответ на вопрос - кто во всем виноват?

В жизни Лермонтова наступает сложный период. Он принят светом, пользуется популярностью, но при этом понимает всю пустоту и бездуховность высшего общества. Вот строки из его письма начало 1839 г.: "Я несчастный человек... Я пустился в большой свет. На меня влияла мода, меня разыскивали наперерыв... Людей, которых я оскорблял в своих стихах, засыпали меня ласкательством, самые лучшие женщины просят моих стихов и после хвастаются моим вниманием. Но мне не легче, а просто стыдно".

Намечается круг основных тем творчества. В романтических произведениях - это одиночество и тоска по идеалу, в реалистических - тема Родины и России, рассуждения о своем поколении и назначении поэта в современном обществе.

1 января 1839 г. Михаил Юрьевич пишет "Думу", а уже в феврале публикуется стихотворение "Поэту". Лермонтов принимает участие в кружке шестнадцати. Это был клуб молодых аристократов, которые осмеливались, открыто собираться и обсуждать общественные и политические события, нередко выступая с критикой первых лиц государства. Уже само существование такого клуба расценивалось как вольнодумство, и в эпоху Николая І было просто недопустимо. "Высокое" положение не спасло участников кружка, почти все они оказались в немилости императора и были высланы из столицы.

Однако Лермонтов пользуется особым расположением императрицы. Она была в восторге от поэмы "Демон", которую Михаил Юрьевич прочел ей лично, переписывала строки из его "Молитвы" в свой интимный дневник.

В декабре 1839 г. Лермонтов был представлен к чину поручика. Ситуация неумолимо двигалась к логическому финалу. Необходима была последняя капля, явный повод для повторной ссылки. Этим поводом послужил дуэль Лермонтова с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом. Причин у дуэли было две: осуждение иностранцев в элегии "Смерть поэта" и соперничество в ухаживании за дамой. 18 февраля 1840 г. дуэлянты дрались на Черной речке вначале на рапирах, а после того, как рапира Лермонтова сломалась, взялись за пистолеты. Барант промахнулся, Лермонтов разрядил свой пистолет в воздух. Хотя противники примирились, по столице поползли слухи.

10 марта Лермонтова арестовали за недонесение о дуэли и отправили на гауптвахту. Арестованный ожидает приговора военного суда и одновременно много читает, делает переводы, пишет новые стихи. В это время состоялась его встреча с Белинским, после которой критик назвал Лермонтова Иваном Великим и будущим русской литературы.

В суде мнения разделились, поскольку действия Лермонтова в деле с Барантом можно было истолковать как выступление патриота и гражданина своей страны. Тогда 13 апреля сам Николай І вынес приговор: поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк пехоты, где он должен принять участие в боевых действиях.

Царь в целом не одобрял, как мы помним, творчество Лермонтова и считал, что тому следует писать стихи в духе героико-патриотического "Бородино". Примечательно высказывание Николая І в письме к императрице: "Счастливый путь ждет Лермонтова, пусть он прочистит себе голову в местах, где сможет завершить характер своего капитана, если конечно он способен его обрисовать и постичь".

Лермонтов перед отъездом провел последний вечер в доме Карамзиных и, находясь в удрученном настроении, написал стихотворение "Тучи", где рассуждает о противоборстве в жизни человека свободы и необходимости. В мае он заезжает в Москву, где встречается с Гоголем, читает своего "Мцыри". А в июне отправляется на Кавказ для несения службы в новом полку.