Сатира и юмор в мировой литературе

Мыслители, деятели культуры разных эпох и стран много рассуждали о феномене смеха в жизни человека. Из античности к нам пришло знаменитое утверждение о том, что человек отличается от животного способностью говорить и смеяться. Ф. Рабле называл смех сущностью человека. Религиозный философ В. Соловьев утверждал, что "смех предусматривает свободное состояние и волеизъявление: раб не должен смеяться". По мнению И.В. Гёте, нигде так не проявляется человеческий характер, как в его понимание и находки смешного.

Природу смешного можно уловить, обратившись к значению слова "комический". Это слово произошло от греч. Comos - так называли ватагу весельчаков, ряженых людей на сельском празднике Диониса. У всех народов известна традиция после месяцев напряженного труда и ограничений, проводить шумные праздники, карнавалы. В противовес обыденной нужде и заботам, предыдущим и грядущим будням, повседневной серьезности в этот период царили безудержное веселье, фантазия, игра. Такое времяпрепровождение воскрешало человека, восстанавливало его силы – подобно школьной перемене.

Известный ученый-филолог М. М. Бахтин, исследовавший проблему народной культуры смеха, указывал на народно-праздничные особенности характера смеха в гоголевских "Вечерах на хуторе близ Диканьки". В ранних произведениях писателя существенную роль играет "веселая чертовщина" с ее атмосферой вольности и озорства, переодеваниями и всякого рода мистификацией. Народная своеобразная основа гоголевского смеха сохранилась в творчестве писателя и в последующие годы. Элементы общественно-народной смеховой культуры мы находим в особом художественном методе Гоголя, получившем название "фантастический реализм". Хотя в "Ревизоре" нет ни одного положительного персонажа, Н. Гоголь подчеркивал, что в комедии "было одно честное, благородное лицо" - смех.

В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

У каждого вида комического свои правила игры. В иронии смешное старательно скрывают под маской серьезности, в юморе - серьезное маскируют под видом смешного. В юморе за смешным нередко прячется грустное, а вот смех саркастический имеет один эмоциональный оттенок - едко-обличительный. Сатире также присуща бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния.

Несмотря на различия, все виды комического служат одной цели - пробуждению у человека стремления к идеалу, добру, истине, красоте. Указывая на недостойности несоответствующие определенным нормам общественной жизни, комическое способно духовно пристыжать и одновременно очищать смеющегося. В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.