Особенность лирики Александра Пушкина

Лицей - это литературное детство Пушкина. В эти самые лицейские годы юный Пушкин и составлял планы создать немало великих литературных произведений: и поэму, и комедию, и роман,- но все эти замыслы не воплотились, оставшись незавершенными. А вот поэтических произведений вышло из-под его пера тогда много. Обычно поэты немного стыдливо относились к большинству своих ранних произведений, но полноценный образ Пушкина даже невозможно представить без его детских лицейских стихов.

Пушкин был воспитан на лучших традициях классицистической литературы - французской и российской. И в литературу он пришел тогда, когда позиции классицизма в русской литературе были еще крепкими. Лицей в Царском Селе создавался, чтобы удовлетворить потребности государства в деятельных, энергичных чиновниках с хорошим образованием. Поэтому обучение в этом учебном заведении подчинялось задаче воспитывать чувство государственности, гражданского долга. Этой задаче как нельзя лучше соответствовала литература классицизма: она создавала высокие образцы для подражания, изображавшей трагические конфликты личных чувств и государственного долга, в которых обязанность брал верх над чувствами. В "низких" жанрах находила отражение "низшая деятельность", которая не соответствовала высокому идеалу, поэтому стража была высмеяна. Именно в классицистических традициях созданы первые лицейские стихи Пушкина. В 1814 году юный поэт написал стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" - первое произведение, которое вышло с подписью "Пушкин". В этом стихотворении Пушкин еще ученик, хотя и на уровне своих учителей. Основные мотивы стихотворений первых лицейских лет, примерно до 1815 года, преимущественно анакреонтические: молодой поэт изображает себя в образе мудреца-эпикурейца, который наслаждался легкими радостями земного бытия.

Позже в творчестве Пушкина-лицеиста преобладают элегические мотивы: он пишет о страданиях от неразделенной любви, "преждевременно постаревшую душу". В этих элегиях часто ощущается влияние российского поэта-романтика В. Жуковского. 

Впрочем, даже в это время Пушкин не мог довольствоваться односторонним взглядом на мир. В его элегических стихах возникает тема, которая красной нитью пройдет через все творчество, тема, к которой он будет обращаться в самые напряженные моменты своей жизни: Поэт и Поэзия. Пройдет много лет, и в одном из последних своих стихов, будто предчувствуя судьбу, А. Пушкин напишет, что в памяти народа он останется, "потому что добрые чувства я лирой лелеял...". В грустной юношеской элегии "Певец", написанной семнадцатилетним Пушкиным, уже есть зерно того понимания цели поэзии. Она вся как призыв к "добрым чувствам" человека - слышали ли вы певца любви, откликнулись сердцем на его тоску.

Выход из лицея в "большую жизнь" расширил круг тем и мотивов в лирике Пушкина. Слова, которые чаще всего встречаются в стихах этого периода его творчества: "свобода" и "воля".

Ощущением так долго ожидаемой свободы полна ода "Вольность". Ода под таким же названием, "Вольность", была хорошо известна современникам Пушкина. Ее автор - Александр Николаевич Радищев - выдающийся российский мыслитель 18 ст., которого царское правительство за политические взгляды и творческую деятельность сослал в Сибирь. Радищев в своей оде призывал к уничтожению самодержавия. В пушкинской оде, в отличие от радищевской, основным носителем "духу свободы" становится поэт. Пушкин объединяет два понятия - "вольность" и "закон". Вольность не тождественна своеволию, она ограничена законами, которые учитывают интересы всех людей. По мнению Пушкина, лишь такая свобода гарантирует мир и лад, такая свобода и может стать "святой вольностью".

В поэзии "К Чадаеву" ярко проявились чаяния и стремления молодого поколения: Творческая энергия Пушкина наиболее полно воплотилась в поэме "Руслан и Людмила". Известно, что на поэму искренне откликнулся тогдашний лидер поэтов-романтиков В. Жуковский. Он подарил 0. Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высокохромистый день, когда он завершил поэму "Руслан и Людмила". В победах богатыря Руслана над всеми темными силами оказался жизнеутверждающий оптимизм, которым был насыщен и сам автор, и молодое поколение. 

Но именно Пушкину первому из этого поколения суждено на собственной судьбе прочувствовать, что свобода так легко не дается, что путь к ней не бывает простым. Лето В 1820 году стало рубежом и в жизненной и в творческой судьбе поэта. Именно в это время Пушкин окончательно отказывается от традиций классицизма и создает романтическую поэзию. Романтизм Пушкина не только литературное явление. Он был в какой-то стадии становления, формирования личности. Исследователи отмечают, что романтическая поэзия Пушкина "вырастала" из самой жизни. Во-первых, она была присуща людям разных времен романтики молодости, осознавая собственные силы. Внешне обстоятельства жизни Пушкина того периода тоже способствовали развитию именно романтического сознания: политическая ссылка, которая навевала образ изгнанника, узника и пилигрима одновременно; южного природа, который, по словам Пушкина, "удовлетворял воображение",- море, степи, горы. Это и новые экзотические характеры, и даже народы - Молдавия с ее цыганами, Кавказ, где продолжалась борьба горцев против поработителей, татарский Крым. Наконец, это была и романтика тайного политического движения декабристов, с которыми Пушкин тесно сошелся во время ссылки. Все это и нашло отражение в романтической лирике, поэмах.

Главная идея романтизма в любых условиях, во всех его видах - немецкого и французского, русского, реакционного и революционного, раннего и позднего - идея личности, которая осознает свою самостоятельность и само ценность, неисчерпаемость и бесконечность. Романтическая личность и предстала в произведениях молодого Пушкина.

"Погасло дневное светило..." - первое произведение, в котором эта новая личность проявила себя. Уже в начале стихотворения поэт задает масштаб измерения этой личности: Последние две строки этой строфы рефреном пройдут через весь стих, утверждая необузданную силу духа лирического героя. В душе лирического героя, как в океане, скрыты воспоминания и надежды, мысли и желания, радость и печаль, любовь и разочарование. И, как океан, его душа не знает покоя.

Со стихотворением "Погасло дневное светило..." в творчестве Пушкина войдут байронические мотивы непримиримого конфликта между действительностью и интересами личности. Выхода из этого конфликта лирический герой найти не может: все прежние идеалы кажутся теперь обманчивыми. На смену юношеской уверенности, которая "на обломках самовластья напишут наши имена", приходит разочарование. Любовь, которая наполняла душу счастьем, давало ощущение полноты жизни, теперь воспринимается как "фатальное", невозможное, противоречивое. Однако в романтической лирике рядом с лирическим героем все чаще возникает образ другой личности - любимой, тайну души которой пытается разгадать лирический герой.

В 1823-1824 годах романтическое мировоззрение Пушкина переживает кризис. Причины этого кризиса были и внешние, и внутренние, которые крылись в особенностях художественного таланта поэта. Пушкину как художнику всегда было присуще умение видеть разнообразные картины жизни и точно, ясно воспроизводить их. Даже создавая романтические образы (экзотические характеры, природу), Пушкин полагался не на свою фантазию, как на собственные впечатления, выбирая из них то, что соответствовало требованиям романтической поэзии. Эта поэтическая наблюдательность иногда даже мешала решению романтических задач, которые ставил перед собой Пушкин. Поэтому переход от романтизма к реализму крылся в самой особенности пушкинского гения.

Из внешних причин кризиса романтического мировоззрения Пушкина важнейшим было разочарование в "вольнолюбивых мечтах". И это разочарование пришло задолго до трагического выступления декабристов. Кроме умения точно и ясно видеть картины жизни, Пушкин имел и острый аналитический ум. Находясь на юге, Пушкин с восторгом воспринимал известия о революционных событиях в Греции, Италии, Испании, даже сам хотел принять участие в освободительной борьбе балканских народов. Поражения освободительных движений он воспринимал болезненно, напряженно размышляя над причинами неудач. И эти соображения, как и его поэтический талант, требовали более внимательного отношения к действительности, исследования ее. "Внешние обстоятельства" поспособствовали "художественным исследованиям": в августе 1824 года поэт вернулся с юга в "родовое гнездо" -родительское имение в селе Михайловское, где он находился в течение двух лет как политический ссыльный.

В 1335 году В. Пушкин в поэзии "Вновь я посетил..." вспомнит годы ссылки, и свое душевное состояние во время пребывания в Михайловском. В Михайловском Пушкин завершил свои последние романтические произведения, среди них и стихотворение "К морю". Здесь наметились пути нового, не романтического искусства. В лирике все чаще возникают философские размышления о человеке, его существования, цель.

Интимная лирика Пушкина передает "светлую грусть любви". Он нередко говорит о любви в прошедшем времени: "Я помню чудное мгновенье..." Но в тех стихах говорится о любви, которая придает новых душевных сил, возвращает надежду и радость бытия. Особенно много размышляет Пушкин и над проблемой назначения и роли поэта в обществе. Поэзии "Поэт", "Поэт и толпа", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." раскрывают сущность поэтического призвания и ответственности поэта перед народом.