Как Стендаль определяет социальный персонажа?


Создавая социальный роман, автор не распределяет свет на добрых и злых людей в зависимости от их материального состояния. Богатые и знатные для него - не всегда агрессивны, враги и лицемеры. Лучше всего иллюстрируют это отношение Жюльен с маркизом де ла Молем, отцом Матильды. Они совсем не похожи на отношения между аристократом и плебеям. Маркиз, который испробовал испытания в эмиграции в результате революции, был человеком с воображением. Он не чувствовал себя зависимым от своих огромных богатств. Богатое воображение спасала его от "пагубного яда золота", но у него была давняя мечта - выдать дочь замуж за титулованного вельможу. Но, пожалуй, каждый отец мечтает о необычном женихе для своей единственной дочери, разве можно это забрасывать маркизу? К Жюльену сначала он относится дружелюбно; "Маркизу нравилась его упертое трудолюбие, молчаливость и ум" в делах, которые Жульен доверял для де ла Моля. Сам маркиз как богатый человек искал в работе развлечения, а не пользу. "В эти минуты, когда высокие честолюбивые замыслы, которым предавался маркиз, позволяли ему немного отдохнуть, он очень разумно распоряжался своими делами. Будучи всегда в курсе всех новостей, он успешно играл на бирже". Так оценивает автор характер де ла Моля. Постепенно маркиз сближается со своим секретарем, держится с ним, как с равным. Жульен нестандартно оценивает характер своего покровителя: "Странный талант". Поскольку Жульен и сам был талантливым, незаурядной личностью, он именно так охарактеризовал маркиза. Де ла Моль имел, такаю же "бурное воображение", как и его секретарь. Эта их сходство, собственно, оказалась роковой для Жюльена.

Критики считают непосредственной причиной трагического финала романа письмо госпожи де Реналь к маркизу в ответ на его запрос про Жюльена. Но причина краха - не в самом листе, а в особенностях характера маркиза и Жюльена. Недаром Матильда, зная и своего отца, и мужа, так побоялась. Узнав о тайных взаимоотношениях между дочерью и Жульеном, маркиз, после гнева и многих колебаний, соглашается на этот брак, дарит зятю титул, новое имя, деньги, военную должность, имение. Он хочет убедиться в том, что Жульен любит его дочь, а не соблазнил ее ради богатства. И в этой ситуации маркиз действует не как всемогущий и богатой аристократ, а как лицо, которым движут общечеловеческие принципы. Жениться ради богатства - с точки зрения маркиза - аморально. В этом он идеалист и максималист, ведь видит вокруг сплошные нарушения этого морального принципа. В сцене на балу мы узнаем о мысли господина де Круазнуа, который намерен жениться на дочке маркиза. "Матильда немного странная, - цинично рассуждает господин, - это не совсем удобно, но зато, какое прекрасное положение в высшем обществе она обеспечит своему мужу! Не могу понять, как маркиз де ла Моль добивается этого, но он имеет связи с выдающимися людьми всех партий. Этот человек не терпит поражение". Следовательно, не влюбленность в Матильду, а Меркантильность руководит его поступками. Почему маркиз закрывает глаза на отсутствие любви? Потому что он хочет, чтобы после брака дочь имела некоторые привилегии, а это возможно при условии, что ее муж станет де Круазнуа, а не Жульен. Как видим, маркиз имеет противоречивую натуру: исповедуя благородные моральные принципы, он, однако, готов отдать дочь замуж за человека, которого больше всего интересует социальное положение отца невесты. Если бы маркиз после получения письма от госпожи де Реналь подумал, чем вызван агрессивный тон послания, не характерен для этой дамы, то догадался бы, что это писала влюбленная в Жюльена женщина в состоянии крайнего отчаяния, еще и под давлением постороннего человека - духовника. Маркиз этого не заметил. И Жульен, узнав об окончательном решении отца Матильды, спешит отомстить госпоже де Реналь, не минуты не обдумывая мотивы его поведения.

Именно маркиз де ла Моль понял сущность противоречивого характера Жюльена. Удивляясь, что юноша не стремится обеспечить себя поддержкой и связями в обществе, которое базируется именно на связях, маркиз замечает, что Сорель "руководствуется далеко не высокими правилам". В конце маркиз догадывается, что Жульен "прививает себе эти правила, чтобы не давать воли своим страстям". Этот блестящая догадка объясняет особенность характера Жюльена, и не случайно принадлежит человеку, близкому по натуре молодому честолюбцу.

По Стендалю, принадлежность человека к определенной социальной группе не является определяющей. Если исходить из традиционных представлений, аббат Шелан - нетипичный кюре, аббат Пирар - нетипичный ректор, Фуке - нетипичный лесоторговец, господин де ла Моль - нетипичный маркиз. Последний имеет общие черты характера с крестьянским сыном Сорелем и испытывает к нему симпатию, которая исчезает только тогда, когда маркиза убеждают в корыстолюбии Жюльена. И сам Жюльен - нетипичный честолюбец.

Когда персонажи романа прислушиваются к велению сердца и творят добро, они игнорируют интересы своей социальной группы. Общественная принадлежность лишает человека возможности свободного проявления своей индивидуальности. Против этого и возникают герои, для которых индивидуальное волеизъявление становится сущностью их натуры.

Мастерство Стендаля заключается в том, что он выводит лицо из-под абсолютной зависимости от общества. Это касается многих героев, прежде всего Жюльена Сореля. Жизнь этого одаренного юноши не укладывается в привычную для этого общества схему.