Биография

Баратынского Евгения Абрамовича 19.02,02.03.1800 - 29.06,11.07.1844


Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля (2 марта) 1800 года в селе Мара Тамбовской губернии. Его отец - выходец из древнего дворянского рода польского происхождения - был в ближайшем окружении императора Павла І, за что после гибели царя попал в опалу и в чине генерал-лейтенанта отправлен в отставку. Мать являлась фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Детские годы будущего поэта прошли в богатом (более 1000 душ крепостных) дворянском имении. Мать, заботясь о карьере сына, отправила его в 1812 году учиться в Пажеский корпус, где он пробыл в течение трёх лет, но закончить не сумел: за тяжёлую провинность по указу самого императора Александра І был отчислен без права поступать на любую государственную службу с разрешением находиться только на военной службе, и не более как рядовым. Потребовалось заступничество В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, чтобы весной 1825 года Баратынский был произведён в офицеры, после чего он сразу же уходит в отставку.

Служба рядовым в Финляндии не мешала Баратынскому заниматься поэзией. Он часто бывал в Петербурге, близко сошёлся с В.А. Жуковским, Ф.Н. Глинкой, В.К. Кюхельбекером, А.А. Дельвигом, который познакомил его с А.С. Пушкиным. Пушкин высоко ценил его поэзию, написал о нём несколько статей (при жизни не опубликованы; Баратынский узнал о них от Жуковского, разбиравшего после смерти Пушкина его бумаги), посвятил ему стихи.

В некоторых изданиях может встретиться вариант написания фамилии поэта - Боратынский. Баратынский начал печататься в 1819 году. Все его книги при жизни увидели свет в Москве. Первый сборник - «Стихотворения Евгения Баратынского» - в 1827 году; второй с таким же названием - в 1835 году и последний прижизненный сборник - «Сумерки» - в 1842 году. В него вошла философская лирика Баратынского. Продолжая и развивая традиции К.Н. Батюшкова, он писал послания и элегии. И.В. Киреевский называл их «психологическими миниатюрами» и считал, что в первой половине 20-х годов ХІХ века «общее мнение скоро соединило имя Баратынского с именами Пушкина и Дельвига». Элегия «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...», 1821) положена на музыку композитором М.И. Ґлинкой.

В литературе Баратынский шёл своим путём, не принадлежал ни к одному литературному направлению («он шёл своею дорогой один и независим», - утверждал А.С. Пушкин). Основные темы его поэзии - быстротекущее время, «вечные» вопросы жизни и смерти, любви. Затрагивал поэт и политические темы, некоторое время был близок к позициям декабристов, особенно А.А. Бестужева, но скоро, осознав отличие своих взглядов, ушёл от социально политической проблематики. Однако известие о декабрьском восстании, заставшее его в Москве, глубоко взволновало поэта. Он всегда помнил о «братьях» - декабристах и с чувством скорби и боли писал об их судьбе:


Баратынскому принадлежит удивительно точное, ёмкое афористичное определение поэзии, музы, которая должна отличаться «лица не общим выраженьем». Эта индивидуальность, своеобразие, «не общее» выражение отличает его поэтические создания. В конце 1820-х - начале 1830-х годов он ищет выход «из элегического уединения» и обращается к лироэпическому жанру - пишет романтические поэмы «Бал», «Наложница», не нашедшие понимания у современников. В последние годы жизни он вновь «углубляется в себя» и возвращается к излюбленному жанру - элегии. Это его новый взлёт. Современник Баратынского Н.А. Мельгунов писал о нём: «...по преимуществу поэт элегический, но в своём втором периоде возвёл личную грусть до общего философского значения, сделался поэтом современного человечества».

Творчество Баратынского высоко оценивали его современники. Анализу его поэзии посвятил две статьи В.Г Белинский. Критик отмечал, что «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит Баратынскому». А.С. Пушкин отводил Баратынскому место «подле Жуковского и выше певца Пенатов и Тавриды» (то есть К.Н. Батюшкова). «Баратынский, - утверждал Пушкин, - принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит... мыслит по-своему... между тем как чувствует сильно и глубоко». Он так охарактеризовал мировосприятие Баратынского: «Жизнь как добыча смерти, разум как враг чувства, истина как губитель счастья - вот откуда проистекает элегический тон поэзии г. Баратынского». Раздумывая над причинами неоднозначного отношения к поэту критики, Пушкин объяснял: "Никогда не стремился он малодушно угождать господствующему вкусу и требованиям мгновенной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению для произведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным, редко замеченным, трудом отделки и отчётливости, никогда не тащился по пятам увлекающего свой век гения, подбирая им оборонённые колосья... " Пушкин, по мнению исследователя С.Г. Бочарова, находил в облике Баратынского "нечто близкое своему идеалу поэтической независимости и ,,тайной свободы”". 

В 1843 году Баратынский с семьёй уезжает в заграничную поездку. Посещает Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж. В апреле 1844 года морем через Марсель направляется в Италию. В Неаполе скоропостижно умирает. 

Вскоре после смерти Баратынского И. Киреевский написал о нём: «...такие люди смотрят на жизнь не шутя, разумеют её высокую тайну, понимают важность своего назначения и вместе неотступно чувствуют бедность земного бытия».